Источник

Беседа LVII. О восьмом члене символа веры. Значение веры и добрых дел

И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки.

В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами, что человек деятельно участвует в своем спасении, что для получения благодати Божией он должен иметь веру и что эта вера есть дар Божий. Но вы спросите, – каким же образом вера служит условием для получения благодати Божией, каким образом она вменяется человеку, если она есть дар Божий?

Справедливо, братие, что вера есть дар Божий, но тем не менее она подается не безусловно каждому человеку против его воли. Каждый сам должен взгревать в себе веру, должен идти на встречу этому дару. Размышляя о высоком достоинстве учения Христова, о его высоте и чистоте, о величии и красоте мира, о душе своей с ее голосом совести, о своей ограниченности и несовершенстве, человек свободно подчиняется голосу благодати, зовущей его к Богу. Им как бы овладевает, учение Христово и разум его, как прекрасно говорит св. апостол Павел, пленяется в послушание Христу (2Кор.10:5). Таким образом, он сам деятельно участвует в познании Бога, в принятии и усвоении учения Христова.

Кроме этого каждый может взгревать в себе веру молитвою, чтобы Господь дал ему веру, рассеял мрак его сомнений, вразумил его и помог его неверию. «Если ты и неверен», говорит св. Кирилл Иерусалимский, «если маловерен, то Господь человеколюбив, и преклоняется к тебе кающемуся. Скажи только и ты благопризнательно: верую, Господи, помози моему неверию (Мк.9:24). Если же почитаешь себя верующим, но не имеешь еще совершенства веры; то и тебе, подобно как Апостолам, потребно сказать: Господи, приложи нам веру (Лк. 17:5. Огласит. слово 5). Должен молиться каждый и о том, чтобы Господь открыл его умственные очи к уразумению истин веры. Давид молился Богу, говоря: благословен ecu Господи, научи мя оправданием» (заповедям) Твоим».. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:12,18).

Кроме молитвы человек может и должен взгревать в себе веру, братие, ведением доброй нравственной жизни. Христианская вера и жизнь находятся между собою в такой неразрывной связи, что как первая приводит человека к доброй жизни, так и последняя укрепляет в нем первую. Иоанн Креститель начал проповедь свою с требования покаяния. Иисус Христос также не отделял покаяния от веры. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15), говорил Он. Следовательно, покаяние, – изменение нравственного состояния к лучшему, – является необходимым условием для веры. Добрая жизнь не только самого человека укрепляет в вере, но может и других приводить к ней. Иисус Христос говорил Апостолам: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф.5:16). Чрез добрую жизнь человек, как созданный по образу Божию, делается более и более богоподобным, более и более приближается к Богу, и как бы ощущает в себе Его присутствие. Сам Иисус Христос говорил: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и мы приидем к нему, и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога», – писал св. Иоанн Богослов (1Ин.4:7). Посему-то и бывает, что истинно добродетельные люди, если даже и мало образованы и не в силах ни доказать умом истин веры, ни опровергнуть возражений неверующих, так же твердо убеждены в вере, как и в своем собственном существовании. Известно, что дети, душа которых не омрачена страстями, и не погрязла в дурных навыках, полнее и искреннее верят в Бога. Иисус Христос, однажды поставив пред Собою дитя, говорил Своим ученикам, «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в царство небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в царстве небесном» (Мф.18:3–4). Этими словами Он указывал, что необходимою принадлежностью членов царства небесного должны быть незлобие, невинность, несамомнительность, словом – смирение, как главная христианская добродетель. В другой раз Иисус Христос славословил Бога Отца за то, что истинный смысл учения Его остался сокрытым от тех, которые считают себя мудрыми и разумными, каковы прежде всего фарисеи и книжники, и открыт разумению младенцев, людей простых и не книжных, каковы Его ученики. «Славлю Тебя Отче, Господа неба и земли! что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам», сказал Он и при этом добавил, что это есть дело воли Божией: ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение» (Мф.11:25–26). Итак, братие, невинность и смирение – одни из более верных средств возвыситься к Богу. Наконец, чтобы оценить и усвоить что-нибудь, нужно испытать это. Чрез исполнение учения Христова мы можем лучше убедиться в его Божественном достоинстве. Сам Иисус Христос, желая указать иудеям, как узнать учение Его. Его ли оно или Пославшаго Его (Бога Отца), – повелевает испытать его на деле. «Кто хочет творить волю Его (Бога Отца); тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю», – говорил Он (Ин.7:17). Как добрая, благочестивая жизнь приводит человека к вере в Бога, так греховная отталкивает его. Сам Иисус Христос говорил об этом Никодиму: «верующий в Него (Иисуса Христа) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы. Ибо всякий делающий злое ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин.3:18–21).

Из всего сказанного нами о вере, вы, братие, можете видеть, что человек сам деятельно участвует в принятии и усвоении Христова учения. Если кто старается взгревать в себе веру в Бога, то он этим показывает свою любовь к Нему и вера, как свободное дело, становится с его стороны добродетелью и притом достойною высокой награды. «Если мы станем», говорит Василий Великий, «все измерять пониманием своим и вовсе не предполагать даже и бытия того, что необъятно для мысли, исчезнет награда веры, исчезнет награда надежды. Как же бы мы после того были достойны тех наград, которые определены за веру в невидимое, мы, доверяющие лишь очевидному для мысли?» (Вера, как уверенность по учению Православия. А. Струнникова. 2 ч. 12 стр.). В познании видимого мира для нас есть нечто принудительное. Внешние предметы так действуют на наши органы зрения, слуха и др., что нам невозможно не признать того, что мы видим или слышим. Вере же принадлежит свобода. Человек, имеющий просвещенное око души, стремящийся жить высшею стороною своего существа, принимает истины веры по высшим нравственным побуждениям. Поэтому вера имеет достоинство высокой, ублажаемой Господом добродетели. Иисус Христос сказал апостолу Фоме после того, как тот освидетельствовал Его по Его воскресении: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Он ублажает, таким образом, не тех, которые веруют по каким-либо принуждениям, а тех, которые свободно убеждаются в истине Его учения на основании достоинства самого учения и высших нравственных побуждений. «Гораздо вернее были те ученики, говорит св. Иоанн Златоуст, которые не знамениями только были привлекаемы ко Христу, но и учением Его: ибо знамения увлекали более грубых, а более разумных – пророчества и учение. Посему те, которые были пленены учением, были тверже привлеченных знамениями; их то Христос и ублажал, когда говорил: блажени не видевшие и веровавшие» (Вера, как увер. А. Струнникова 2 ч. 61 стр.). Тот же св. Отец Церкви прекрасно говорит о самом достоинстве веры. «Св. апостол Павел доказал, говорит он, что спасение чрез веру гораздо в большой мере имеет все то, чем могло хвалиться и обнадеживать себя спасение посредством дел. Хвалящийся делами будет выставлять собственные труды; а кто вменяет себе в честь, что верует в Бога, тот выставляет гораздо лучший предлог к похвале, потому что славит и величит Господа. По вере в Бога признав истинным то, чего не открыла природа видимых вещей, он доказал тем искреннюю любовь к Богу, и торжественно провозвестил силу Его; a сие означает самое благородное сердце его, любомудрый образ мыслей и высокий ум. Не красть, не убивать есть дело самое обыкновенное, но поверить, что Бог силен совершить невозможное, на это потребен великий дух, крепко приверженный к Богу, это служит знаком и истинной любви. Хотя исполняющий заповеди чествует тем Бога; но гораздо более чествует тот, кто умудряется верою. Первый покорен Богу, а последний приобрел о Боге надлежащее понятие, прославил и почтил Его более, нежели сколько можно почтить делами. Первая похвала принадлежит самому подвижнику; а последняя прославляет Бога и всецело Ему принадлежит... Как дела требуют силы, так и вера. В делах разделяет труд нередко и тело, а вера есть дело единой души; и поскольку никто не разделяет с нею подвигов, то и труд ее значительнее... Как веровать свойственно душе возвышенной и великой, так неверие служит признаком души неразумной, грубой, унизившейся до несмыслия вьючных скотов» (Правосл. Догм. Богосл. II т. 304–805 стр.). Таким образом, братие, вера есть доброе дело со стороны человека, достойное высокой награды.

Будем мы, братие, принимать учение Христово верою, будем стараться сами взгревать в себе веру, не будем стремиться видеть Бога, так сказать, телесными глазами, искать знамений и чудес, но будем стараться о чистоте сердца, чтобы видеть Бога своими душевными очами, ощущать Его присутствие в своей душе, будем убеждаться в истине учения Христова по высшим нравственным побуждениям.

Впрочем, братие, хотя и велико достоинство веры и она есть первое условие для достижения благодати, но одна она еще недостаточна для этой цели. Необходимо, чтобы она сопровождалась добрыми делами. Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в небесное, говорил Сам Иисус Христос, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Мф.7:21). Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (Иак.2:26), – учит Апостол Иаков. Мы для того и призваны к вере Христовой, чтобы творить добрые дела. Того бо есмы творение создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них, учит anoстол Павел (Еф.2:10). Явися благодать Божия, спасительная всем человеком наказующи (научающая) нас да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце (Тит.2:11–12), учит тот же Апостол. Наконец, и воздаяние в будущей жизни будет не по вере только, а и по делам. Приити бо иматъ сын человеческий во славе Отца Своего, со Ангелы своими: и тогда воздаст коемуждо по деянием его, говорит Иисус Христос (Мф.16:27). Господь воздаст коемуждо по делом его. Кийждо свою мзду приимет по своему труду, учит апостол Павел (Рим.2:6; 1Кор.3:8).

Но, говоря о необходимости добрых дел для спасения, мы должны, братие, помнить, что оправдываемся мы собственно только крестными заслугами Господа нашего Иисуса Христа по вере в Него. Поэтому мы не должны хвалиться своими добрыми делами пред Богом и людьми, как бы требовать за них награды, – тем более, что и творить их мы можем не иначе, как при содействии божественной благодати, почему апостол Павел и называет их плодами Св. Духа (Гал.5:22). Добрые дела наши суть только как бы внешние знаки, при помощи которых мы выражаем свою веру и любовь к Богу. Господь благоволит вменять их нам в заслугу потому, что ими мы выражаем свою любовь к Нему (Ин.14:21,23), и совершение их нередко требует от нас великих подвигов и трудов (Лк.13:24; 2Кор.6:4–6.; 2Тим.3:12) в борьбе со врагами нашего спасения миром, плотию и дьяволом. Посему-то и говорил Иисус Христос: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк.17:10). Следовательно, совершение добрых дел необходимо должно сопровождаться смирением с нашей стороны, сознанием своей немощи и недостоинства пред Богом.

Итак, братие, для достижения благодати необходимой для вашего спасения и посылаемой нам Духом Святым от Бога Отца, ради крестных заслуг Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, требуются с нашей стороны вера и добрые дела. Будем же, как увещевает Св. апостол Павел христиан, держаться исповедания упования неуклонно: ибо верен обещавший. Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр.10:23–24), памятуя твердо, что без веры невозможно угодить Богу (Евр.11:6) и что вера без дел мертва есть (Иак.2:26). Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle