Беседа LVI. О восьмом члене символа веры. О необходимости веры для получения благодати Св. Духа
И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки.
Вы знаете, братие, что благодать Божия простирается на всех людей н всех призывает ко спасению. Но призывая нас ко спасению, благодать Божия не стесняет свободы нашей, не влечет нас к добру непреодолимо. Посему-то в слове Божием мы находим множество увещаний, чтобы люди отверзали сердца свои к принятию благодати и не ожесточали их против нее, множество обещаний и угроз, чтобы возбудить человека к добродетельной жизни. Се стою, говорит Иисус Христос, при дверех и толку: аще кто услышит глас мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним и той со Мною (Откр.3:20). Жестоковыйнии и необрезании сердцы и ушесы, говорил иудеям св. первомученик Стефан, вы присно Духу Святому противитеся, якоже отцы ваши, тако и вы (Деян.7:51). Следовательно, человек может противиться благодати Божией. И мы действительно видим не мало людей, которые неохотно слушают учение Христово и не приносят покаяния во грехах своих. Этим самым они противятся Духу Святому и показывают, что благодать Божия не стесняет свободы их. Человек, таким образом, сам деятельно участвует в том, что совершает в нем благодать Божия, т. е. в своем спасении. Она всех призывает ко спасению, а каждый со своей стороны должен, так сказать, идти навстречу ей. Посему-то слово Божие заповедует нам: со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Флп.2:12), т. е. сами трудитесь для своего спасения, не думайте, что оно совершается без вашего усердия н старания.
Таким образом, братие, благодать Божия, действуя на нас, не стесняет нашей свободы, не влечет нас к добру непреодолимо, а только призывает нас к Богу, помогает нам во всяком добре и спасает нас, когда мы не противимся ей, но повинуемся и принимаем деятельное участие в своем спасении. А между тем, братие, как мало мы сами заботимся о своем спасении, как мало радеем об этом деле! Мы извиняем себя в своем нерадении то недосугами, то множеством искушений и соблазнов. Одни говорят, что завалены делами по службе, некогда и подумать о душе своей; другие ссылаются на домашние хлопоты и заботы, поглощающие все их время; третьи утверждают, что в миру жить трудно, много соблазна. Но все это, братие, одни предлоги: всякий человек, какого бы ни был он звания, состояния и пола, может и должен заботиться о своем спасении и исполнять свои христианские обязанности, если только вполне искренно сознает, что все на земле тленно и скоропреходяще, что сам он временно живет на ней и должен будет по смерти отдать отчет в своей жизни пред Богом. Будем же, братие, прилагать усердие к своему спасению, будем идти на встречу благодати Божией, будем деятельно участвовать в своем спасении.
Что же, братие требуется от нас, чтобы благодать Божия доставила спасение нам, как мы можем участвовать в своем спасении? Прежде всего, от каждого требуется, как необходимое условие для спасения, вера, которою принимается божественное учение, открытое Богом людям и содержащееся в свящ. Писании и свящ. Предании. Иже веру иметь, и крестится, спасен будет, а иже не иметъ веры, осужден будет (Мк.16:16), говорит Иисус Христос. Без веры невозможно угодить Богу (Евр.11:6) учит Апостол Павел. Необходимость веры в принятии учения Христова очевидна и помимо свидетельства слова Божия, – по следующим соображениям. Многое в божественном учении, напр. учение о Св. Троице, о воплощении Сына Божия и пр., не может быть вполне понято ограниченным разумом человека, но может быть принято верою, по непреложному свидетельству слова Божия: Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1Кор. 2:11). Бог есть существо высочайшее, всесовершенное, а человек творение Божие, – не всесовершенное, и потому не может вполне понять своим ограниченным разумом высочайшего Бога. При этом, как вы знаете, братие, вся природа человека расстроена после греха первых людей. Следы этого расстройства носит на себе и разум человеческий: он обладает гораздо более разрушающей, нежели созидающею силою; похулить что-либо, разрушить, подорвать какую-либо истину, возбудить сомнение в ней он может легко, а создать, утвердить – трудно. После того же греха разум человеческий стал склонен к заблуждениям. Достижение истины дается ему после многих и долгих усилий. Нередко принимает он истину за ложь и ложь за истину. При всем этом человек сознает, что он не может знать всего, что силы его ограничены. Он настолько ограничен по своему уму, что для него встречается много непонятного не только в учении о Боге, но даже и во внешней природе, которая пред его глазами. Он не может решить, что такое видимый мир по своему существу, каким и как он начал существовать, как из неодушевленных предметов, камня, дерева и пр., появились одушевленные, человек, животные и пр. Он сам для себя составляет тайну: он не знает, что такое душа его и как она соединена с телом. Если же познания его о самом себе и о внешней природе не могут быть полными и совершенными, то как же после этого можно требовать, чтобы в учении о Боге, Существе Высочайшем, не имела места вера, и все было ясно и совершенно постижимо? Необходимо поэтому каждому смириться пред учением, преданным нам в Свящ Писании, и на искреннем доверии к нему утвердить свое познание о Боге.
Впрочем, говоря о необходимости веры в деле Богопознания, мы должны заметить, что убедиться в божественности учения Христова и получить познание о Боге, каждый, кроме веры, может и разумом своим. О божественном происхождении учения Христова, как мы уже беседовали с вами, говорит напр., высота и чистота этого учения, указывавшая на то, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим, а могло произойти только от чистейшего ума Божия. О Боге говорит человеку не одно свящ. Писание, но и внешний мир своим порядком, красотою и величием, и душа человека с ее голосом совести. Говоря о необходимости веры, мы этим самым хотим сказать, что в принятии и усвоении учения Христова никто не должен полагаться только на свой ограниченный, поврежденный грехом разум. Однажды Иисус Христос беседовал с иудеями о таинстве причащения. Иудеи не верили Его словам. – они хотели понять своим плотским умом возможность того, чему Он учит, почему и говорили: «какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин.6:60). Иисус Христос ответил им: «дух животворит; плоть не пользует ни мало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6:63). Это значит, что плотский ум, направленный на познание предметов видимого мира, вовсе недостаточен для понимания учения Христова, потому что оно не земного происхождения. Апостол Павел также учит: душевен человек не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть и не может разумети, зане духовне востязуется (потому что о сем надобно судить духовно 1Кор.2:14). Следовательно, человек, расстроивший свою природу, поврежденный грехом, не может понимать того, что касается Духа Божия, низшею, душевною стороною своего существа (одним своим разумом), а только высшею, духовною, просветленною Духом же Святым. О развитии этой высшей стороны просветления себя Духом Святым, каждый и должен заботиться.
При таком понимании учения Христова Сам Бог помогает человеку, посему и понимание это является даром Божиим. Иисус Христос говорил неверовавшим в Него иудеям: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин.6:44). А когда они стали соблазняться Его учением о таинстве причащения, Он говорил: суть от вас нецыи, иже не веруют: но сего ради рех вам, яко никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца моего (Ин.64–65). Св. Апостол Павел писал Ефесянам: благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар (Еф.2:8) и Филиппийцам: вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (Еф.1:29). Следовательно, по свидетельству Слова Божия, для того, чтобы уверовать в Бога и принять Его откровенное слово, необходимо внутреннее, непосредственное привлечение, нужна благодатная помощь; посему и вера является даром, ниспосылаемым человеку от Бога.
Итак, братие, будем хранить веру в Бога и в Его откровенное учение, твердо памятуя, что без веры невозможно угодити Богу (Евр.11:6). Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа