Источник

Беседа LV. О восьмом члене символа веры. О том, что благодать Св. Духа всех призывает ко спасению

И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима глаголавшаго Пророки.

В прошедшей беседе мы сказали с вами, братие, что божественная благодать необходима для нашего спасения и без нее никто не может ни обратиться к вере во Христа, ни пребывать в вере и благочестии. Эта благодать Божия простирается, братие, на всех людей и всех призывает ко спасению. По учению Слова Божия, Бог есть Отец всех людей (Мф.6:9) и всем человеком хощет спастися и в разум истины npиumu (1Тим.2:4). Господь наш Иисус Христос принес себя в жертву за грехи всего мира (Ин.6:51; 1Тим.2:6), и, поэтому, несомненно, приобрел спасительную благодать для всех людей, а не для избранных. Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние, – учил Сам Иисус Христос (Мф.9:13). Долготерпит Господь на нас, учили и св. Апостолы, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2Пет.3:9). Да и здравый разум убеждает нас, братие, в том, что Правосудный Бог не может, без всякой причины, подавать благодать только избранным, и что бесконечная благость Божия, без всякой причины, не лишит никого благодати Божией и не осудит, таким образом, к вечной погибели

Итак, благодать Божия всех призывает ко спасению. Казалось бы, люди с радостью должны последовать этому призванию, но на самом деле происходит не то. Как во времена Иисуса Христа, так и при Апостолах, так и ныне многие противятся учению Христову и отвергают благодать, призывающую их ко спасению. От чего же это происходит, братие? От нежелания самого человека: сам он не хочет повиноваться призванию благодати Божией. Вот как объяснил это Иисус Христос в своей притче о званных на вечерю. Один человек сделал большой ужин и звал многих. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться, первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов, и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился, и потому не могу прийти. И возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям, и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина. Ибо много званных, но мало избранных. В этой притче под человеком, сделавшим ужин, разумеется Бог Отец; под ужином – царство небесное; под званными вначале – первосвященники и старейшины иудейские; под извинениями званных – пристрастие к мирской жизни, вследствие которого они отвергли проповедь Христову; под прочими званными – простой народ иудейский и язычники, которые также призываются Богом к вечному спасению.

Из приведенной притчи, братие, мы видим, что Господь всех призывает ко спасению, если же кто лишится его, то лишится по своей вине, по пристрастию к мирским благам, по излишней любви к миру. Итак, любовь к миру есть первая причина, по которой человек отказывается от благодати Божией. Любовь к миру, по слову, св. Иоанна Богослова, проявляется трояко: в похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1Ин.2:16). Если кто бывает всецело привязан к миру и его благам, то бывает глух ко внушениям благодати Божией. Кто предается всевозможным чувственным удовольствиям, кто проводит греховную, плотскую, невоздержную жизнь, тому не может нравиться учение, требующее святой, воздержной жизни. «Входите тесными вратами (в царство небесное), потому что широки врата и пространен путь, говорил Иисус Христос, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13–14). Наконец, и по гордости житейской человек противится благодати. Гордому и тщеславному, который выше всего ценит свои способности и преимущества, трудно бывает обратиться ко Христу. Фарисей, считавший себя праведником и превозносившийся над смиренным мытарем, был осужден Иисусом Христом. И слово Божие учит, что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1Пет.5:5). Вследствие указанной любви к миру, проявляющейся в похоти очей и гордости житейской, человек сам не внимает голосу благодати Божией, – противится ей. Он не проникается словом Божиим, не принимает таинств и не трогается даже грозными посещениями Божиими, но следует только влечениям своей греховной природы. Такие люди подобно язычникам, по слову апостола Павла, «помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф.4:18). Они весьма близки к вечной погибели. Противление благодати Божией может перейти в ожесточение, когда человек сам преграждает для себя путь спасения. Такое ожесточение известно под именем хулы на Духа Святого. Этот грех, по слову Спасителя, не простится человеку ни здесь на земле, ни там по смерти. Всяк грех и хула отпустится человеком, говорит Он, а яже на Духа хула, не отпустится человеком.... ни в сей век, ни в будущий. Хулить Духа Святого значит идти против божественного учения, против Бога. Над повинными в этом грехе сбываются слова пророка Исаии, сказанные Иисусом Христом о неверовавших евреях: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем и не обратятся, чтоб Я исцелил их» (Ин.12:40). Такие грешники не получат прощения ни в этой, ни в будущей жизни, и это не потому, чтобы Бог хотел их погибели, но они сами погибают, зане любве истины не прияша, во еже спастися им (2Сол.2:10). Впрочем, нужно заметить, как говорит Св. Афанасий великий, что Христос не сказал: не простится хулившему и покаявшемуся, но хулящему т.е. пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи (Толк. еванг. Арх. Михаила). В житиях святых мы видим немало примеров того, как великие грешники обращались на путь спасения.

Итак, братие, благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних только избранных. А посему, как бы ни многочисленны были грехи наши, никогда не будем отчаиваться в своем спасении, но поспешим обратиться к Отцу небесному, который долготерпит на нас не хотя, да кто погибнет, но да вcu в покаяние приидут (2Пет.3:9), и воззовем о благодатной помощи к Милостивому Избавителю Господу Иисусу, приходившему в мир призвати не праведники, но грешники на покаяние (Мф.9:13). «Господи, спаси ны, имиже веси судьбами. Или хощу, спаси мя: или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: ты бо еси Бог мой от чрева матери моея. Господи, посли благодать твою в помощь мне, да прославлю имя Твое Святое. Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред тобою, но даждь ми, по благодати твоей, положити начало благое»! Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle