Письмо 163
Пишешь, что была покойна, но после некоторые случаи тебя возмутили; – так это не есть покой, что тебя возмутили, не люди, не случаи, а непобеждённые твои страсти: самомнение, славолюбие, тщеславие, гнев, ярость и прочие. Неужели же это и покой, когда никто нас не трогает? Но хотя бы и никто не трогал, и то страсти сами но себе, возмутившись, не дадут покоя. Но страсти побеждаются и истребляются, при Божией помощи, нашим подвигом тогда, когда нас тронут и покажут нам их; сердце тронется, смутится, а мы думаем, что от того смутилось, что люди нас тронули; но нет, люди только нам показали, повелением Божиим, что страсть в нас лежит, и чтобы мы старались истребить оную: терпением, самоукорением и смирением. В отношении соблазнов чрез N. надобно иметь мужество и терпение; а за уничижение от них самоукорение и смирение, при подвигнувшейся страсти; таким образом, со временем, подвигом, трудом и помощью Божией, изнемогут страсти. Противу... страсти – другое дело: тут надобно удаляться случаев и предметов, возбуждающих страсть и подвигаться против помыслов и восстания страсти, призывая помощь Божию.
Какой же у тебя скудный разум? Просила Бога и молилась, а Бог не отвратил их: у Бога нет неправды; Он знает, что кому на пользу, и посылает искушения к нашему терпению и смирению. Они на тебя поскорбят н не станут тебя смущать, а после и успокоишься. Ты скучаешь читать Добротолюбие: конечно оно ещё не но твоему разуму и устроению, хотя книга и хорошая и учит внутреннему деланию; тебе можно и её читать, но не все для тебя еще понятно; читай пока св. Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, св. Варсонуфия; да читавши понимай, и на делание понуждай себя; как они учат быть смиренным, терпеливым, кротким и прочее; в Добротолюбии ещё полнее о сем учение. Многогрешный И. М. 8 января 1855 года.