Степень шестый на десять. Княжение великого князя Василия Иоанновича
Здесь представлены Денисовым три свидетельства: первое из Сборника митрополита Даниила, второе от слова Максима Грека, третие от иконы Макария Унженского.
О митрополите Данииле Денисов говорит, что он в 4-м слове своего Сборника, приводя свидетельство Феодорита, «тоеже священное знаменование (т. е. двуперстное) по старопечатным книгам засвидетельствует». Но слово Феодорита и в той редакции, какая приводится у м. Даниила, не соответствует учению о двуперстии «по старопечатным книгам», или, что то же, принятому старообрядцами. Здесь, в слове Феодорита, повелевается два перста имети наклонена, а не простерта; старообрядцы же, согласно напечатанному в Псалтырях наставлению, требуют напротив оба перста имети простерта и только один из них мало наклонён, и именно это перстосложение, не согласное Феодоритову слову, как оно приводится у Даниила митрополита, признают догматом веры. Итак, напрасно Денисов сослался на Сборник Даниила в подтверждение раскольнического догмата о двуперстии; здесь, напротив, догмат сей, долженствующий быть непреложным, как догмат, опровергается.
О свидетельстве Максима Грека Денисов говорит здесь во второй раз, и мы в своём месте показали уже, что свидетельство это не имеет значения доказательства древности и неизменяемости употребляемого старообрядцами двуперстия.
Перстосложение на иконе пр. Макария, как изображается оно в Поморских Ответах, действительно двуперстное; но перстосложение это не соответствует здесь же приведённым свидетельствам о сложении перст по Даниилову сборнику и по слову Максима Грека, и, значит, Денисов приводит рядом свидетельства, одно с другим несогласные.