Источник

Письмо 162

Описываешь жалкое и бедное своё устроение, и сама находишь, что гордостью одержима, а она-то и есть причина и твоего устроения, и потому должна всеми мерами стараться снискивать смирение; оно все козни лукавого низлагает, подает победу над страстьми и успокаивает своего обладателя. Прочитывай в книгах святых отцов те места, в коих пишут о смирении, и старайся так поступать, как они поучают. Святой Лествичник пишет, что «смирение рождается от послушания, или от отвержения своей воли и разума». Ты имеешь к сему теперь средства, живши с матерью М.: во всём проси их наставления и не имей своей воли, и не следуй своему разуму, то уже Сам Бог наставит их сказать тебе слово на пользу, и тебе поможет исполнить волю Божию и смириться. Всегда и во всём себя укоряй и считай худшею всех, а не так, как ты смотришь на всех и видишь в чёрных красках. Не худородная ли мира избра Бог, да посрамит славныя, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая, и буяя мира, да посрамит премудрая (1Кор.1:28, 27). Бог всех сотворил, и устроил различные звания, но призирает более на кротких, смиренных и в простоте сердца работающих Ему; а гордых, высокоумных, мнящих о себе высоко, других уничижающих, отвращается. Пусть ты благородная, образованная; да почему же своим образованием не достигаешь мира и спокойствия? А те напротив, худородные и необразованные, но приобретают спокойствие простотою. Этому учись и ты, и отложи своё благородство и образованность; в монастыре нет благородных, но все равны. Пришли служить Господу со смирением и побеждать страсти. Напрасно ты дала мирской девушке чётки без благословения; вперед остерегайся от сего.

Неблагоразумная твоя ревность к послушанию видному может тебе принести вред, и после не понесёшь; а исполняй то, что тебе велят делать; а нет, то имей келейную работу и ходи в церковь, не ленись, понуждая себя…..

Ты жалуешься на томящую тебя скуку и уныние, и прочие скорбные помыслы, лишающие тебя покоя, и ещё кажется тебе, что ты худеешь: а что до этого дела? Неужели тебе хочется тучнеть? Тогда более страсть будет бороть, а сим может укротиться; а скука и уныние происходят более от бездействия и непостоянного, не утвердившегося помысла в обители. Предайся воле Божией. И. М. 15 сентября 1854 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle