Источник

Письмо 161

Беспокойство в совести твоей, о прежде бывших немощах твоих, происходит от того, т. е. послано тебе, чтоб ты памятовала свою греховность, и не увлекалась в гордость и в осуждение других, а пребывала бы во смирении со упованием на милосердие Божие. Мы часто, принеся покаяние и считаем уже себя безгрешными; но мы, хотя и надеемся получить прощение от Бога, по милосердию Его и заслугам Спасители нашего, но все должны чувствовать, что мы грешные. Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (Пс.50:5), пишет св. царь Давид; да и мы молим Господа, чтобы даровал нам «зрети наша согрешения, и не осуждати брата нашего». Когда мы проникнуты нищетою нашею и памятуем грехи свои, то удобнее понесём наносимые нам скорби или болезни, считая себя того достойными. Итак, Господь силен даровать тебе прощение, будь спокойна; ты сама не знаешь, чего у Бога просишь – чтобы избавил от болезни; ты проси того, что Его святой воле угодно и тебе полезно. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом; ими и грехи очищаются и от страстей избавляются; но что́ значит наше мудрование? Бог, хотящий нам спастися, да сотворит то, что Ему угодно и что нас спасёт; а сами мы не можем ни на то, ни на другое дерзать.

Ты, читая букву, не понимаешь смысла писания: Господь заповедал любить врагов, чтобы сердце наше свободить от злобы, исцелить яростную часть, которая за всякую малость готова оскорбляться; итак, мы не только должны прощать оскорбляющих нас, но даже понуждать себя и к люблению врагов; а в псалтире совсем другого рода врагов должно разуметь, а именно: нападающих на царство его, т. е. Давида; защищаясь от них, он являл любовь к своим подданным, защищая их и не о себе одном, а о ближних молил – избавить от врагов иноплеменных. А ещё высший смысл духовный, враги разумеются лукавые злые духи, стужающие нам греховными помыслами и на деяние побуждающие и умножающие злобу, зависть, леность и прочее; от сих-то врагов просил нас избавить, а ты, чего не разумеешь, не испытывай, но смиряй свой разум и виждь нищету. Смирению открываются таинства. Будь мирна и здорова. Остаюсь желатель твоего спасения, многогрешный иеромонах Макарий.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle