Письмо 160
Скорблю о твоём колебании, что ты колеблешься жить в .... обители. Ты думаешь, лучше найдешь в другом месте? – Совсем нет. Ты туда пойдешь и страсти свои с собою понесёшь; а ежели ещё не найдешь человека, могущего тебя в скорби утешить, или в страстях укрепить, то и весьма смутишься, а здесь духовную подпору Бог тебе послал; будь же благодарна ко Господу; нашедшее на тебя смущение, ты сама понимаешь, что от врага, а на врага крепкое оружие – смирение. Открыясь о своём смущении матери М., прими от неё советы и не внимай наущениям врага, изгоняющего тебя из сей обители; когда покоришься помыслам сим, то и совсем изгонит из монастыря в мир. Я полагаю, что ты, осуждая других, себя считаешь чем-либо, возносясь умом; а когда, познавши свою немощь, смиришься, то избавишься от оного искушения. Для меня не нравится, что ты победилась страстью зависти. О, как эта страсть вредна, всякому известно. Врачевство на оную самоукорение и смирение. Что́ нам до мирских, пусть они живут и наслаждаются миром: мы его оставили и должны сотворить брань со врагом, который залогом наших страстей старается низложить нас; а когда мы боремся, то Бог нам помогает, и, победивши страсти, получаем свободу и спокойствие; но на все страсти победа – смирение. Читай Нила Сорского и Нифонта препод. в конце книги св. Варсонуфия. Все отцы учат нас смирению, чтобы считали сами себя последнейшими всех; ибо и святые, при всей своей святости, так себя считали. Желаю и тебе стяжать сие богатство и получить спасение. Остаюсь многогрешный И. М. 3-го ноября 1853 года.