Источник

Письмо 159

Письмо твоё получил я сохранно и принимаю откровение твоё к моей худости, нимало никого не зазирая, зная немощи человеческие. Во всём оном да простит тебя Сам премилосердый Господь. Будь спокойна, но смирения ради и малые согрешения надобно иметь в памяти, надобно чувствовать свою худость и не дерзать кого осуждать, а оскорбляющих прощать, да и сами получим от Бога прощение грехов наших...

Говоришь, при всех немощах душевных, ты стала строгая судительница всего дурного, а потому опасаешься и сама впасть в подобное. Эта мысль твоя справедлива, а не надобно никого ни зазирать, ни судить, а иметь свои прегрешения и немощи пред собою; довольно для нас и того, когда будем пещись о своём охранении, а других ты не можешь исправить осуждением, и каждый имеет обличителем свою совесть и приносит покаяние Господу. Мнимые грешники, когда смирятся пред Богом, лучше гордых праведников. Советую тебе, как св. отцы поучают, понудить себя считать последнейшею и худшею всех, тогда и не будешь видеть чужих недостатков, а лишь одни их исправления, и воссияет свет истинного разума в сердце твоём. Ежели понимаешь, что понятия и суждения ваши о духовной жизни не согласны с отеческими учениями, то не следуй оным, а в спор с ними не входи; любовь и смирение покрывают немощи других и прощают грехи наши. Читая о чудесах Матери Божией, ты напрасно увлекалась в критику; если они не были, то не твоё дело входить в разборы, а если же были, то ты могла впасть в немалый грех. Да и кто может исчесть или описать величие чудес Матери Божией к роду человеческому? Сколько бы кто ни писал, но не может всего исчислить. Да избавит Господь всех от мнения противного о милостивой нашей Ходатаице о нас, грешных, у милосердого Господа. Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим! К родителям имей почтение. Что они тебе не позволяют одеваться – это отнеси к Божией воле, и к испытанию тебе. Образ наш есть образ смирения, то оное и испытывается, а в тебе оное очень скудно; оставь видеть грехи других, и смиряй себя, то и им Господь известит о тебе. Я видел пример отцов, жестоко противляющихся на увольнение детей в монастырь, но после соделываются смиренными покровителями их, и ты в этом не пренемогай и не унывай; приготовь сердце твоё, как должно, и Господь просветит одеяние души твоей и облечет тя в ризу спасения.

Принимать к себе людей надобно с рассуждением и по совету М. и N.; а при нечаянном пришествии после кроткого приветствия, представить благовидную вину, куда-нибудь пойти, и проводить их. Во всех же делах твоих призывай помощь Божию со смирением.

Не надейся на свою усердную молитву, ибо оная ведёт тебя к высокоумию; усердие наше мы сами не можем оценить, но оное судит Бог, по мере нашего смирения. Усердие не в том состоит, когда ты будешь молиться просто без понуждения, но когда нудить себя к молитве, хотя и не хочешь сего: из сего познается усердие и посылается от Бога помощь, и паки должно смиряться. Многогрешный И. М. 20 августа 1853 года,


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle