Источник

Письмо 158

Достопочтеннейшая о Господе М. N!

Вы пишете, что уже решено и улажено всё, чтобы Вам вступить в О–ий девичий монастырь. Видно есть на это воля Божия и должно сему повинуться; просите наставить вас, как поступать Вам, вступя в обитель; Вы желаете быть под строгим присмотром и под началом. Да, это первое для нас правило, чтобы отвергнуться своей воли и разума, и повинуться опытным и искусным в прохождении духовной жизни. Сами по себе мы как бы ни были благоразумны, горячи и внимательны, но все это не может принести такой пользы, как то, чтобы не доверять своему разуму и отвергнуть свою волю. Сами собою Вы можете предпринять большие труды и подвиги, но оным ещё не у́ прииде время, и ещё не Вашей меры, чрез что можете или потерять здоровье, или впасть в высокоумие; а при отвержении своей воли рождается смирение, без которого все наши дела Богу не угодны. Вы ищете от меня наставлений: но могу ли и Вам дать наставление лучше и спасительнее того, которое вам преподали святые отцы, наставники и учителя наши, прошедши сами духовную жизнь? Жительство наше есть духовная, невидимая брань против невидимых духов злобы, воздвигающих на нас оную нашими же страстьми: славолюбия, сластолюбия и сребролюбия, чрез которые и все прочее множество страстей ополчаются на нас. Итак, духовной и невидимой сей брани желая научиться, советую Вам читать учение св. отцов: св. Иоанна Лествичника, св. аввы Дорофея, св. Ефрема Сирина, св. Симеона Нового Богослова, св. Марка Подвижника, св. Каллиста 14 и 15 главу, и пока в сих поучайтесь; а далее и в прочих книгах св. отцов можете упражняться, и, видя высоту делания их духовного, направленного наипаче к исполнению заповедей Божиих, познаете свою немощь и придете во смирение, которому Господь повелел нам научиться от Него и тогда обрящем покой душам нашим (Мф.11:29). На сей раз я не мог оставить Вас без ответа на Ваше писание, а вперед не могу Вам дать слова: частые немощи, недуги и недосуги возбраняют мне сие. Желаю Вам мира, здравия и спасения. Остаюсь многогрешный И. М. 25 октября 1852 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle