Источник

143. Поучение на тот же день праздника

Не в Вифлееме только родился Христос, Сын Божий, но раждается и здесь, и везде, где есть храм, престол и жертвенник. Не тогда только, когда, видимо, прославляли Его Ангелы, посещали пастыри и восточные волхвы, но и теперь ежедневно Он на жертвеннике раждается вновь Ангелом за грехи мира, закалается звездицею, осеняется воздухами, как тогда, пеленами покрывается на святом дискосе, как некогда в яслях полагается, и невидимо Ангелами прославляется. Вот почему церковь святая воспевает ныне: Христос раждается! Славите... Славьте Христа так, как славили Его святые Ангелы, как славили пастыри и волхвы, проповедуя о пришествии на землю Царя славы, вземлющего на Себя грехи всего мира. А как они славили Христа? Воспевали: «Слава в вышних Богу и ни земли мир в человецех благоволение. Слава в вышних Богу». Не сие ли это знаменует, что во время Рождества на земле Богомладенца Иисуса на небе восхваляли Его особенной песнью все Ангелы Божии и на земле прославляли Бога все человеки святые? Ибо если тогда Ангелы прославили Бога, когда Бог сотворил небо и землю и все украшение небес, то как им не прославлять Бога теперь на небе и на земле, когда Христос родился, как им не воспевать: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ибо с рождением Сына Божия на земле действительно настал мир. Когда Бог гневался на людей, тогда не было мира на земле ни между Богом, ни между людьми, ни между человеками, ни между тварями. Чрез Рождество Спасителя Бог примирил мир с Собой, сотворяя обоя едино кровию Сына Божия, а к человекам Бог явил особенное благоволение. Для того, чтобы уничтожить грех, умертвить смерть, разрушить ад, Бог-Отец послал в мир единородного Сына Своего на тяжкие страдания, Который, притупив жало смерти, растерзал рукописание грехов наших. Христос. С небес срящите. Итак, не с земли, но с неба приходит Господь, когда является на жертвеннике, не очами телесными, но очами веры, мы Его видим под видом хлеба и вина. Когда Святая Церковь говорит нам: «Со страхом Божиим и верою приступите: сие есть тело Его, сия есть кровь Его, даваемая нам во оставление грехов и в жизнь вечную». Христос раждается: Славите, Христос с небес приходит, срящите. Не с земли, не из Вифлеема приходит Он теперь, но с небес, говорю, приходит невидимо, таинственно, но действительно, как являлся по воскресении Еммауским, потом одиннадцати Апостолам и благочестивым женам, также на море Тивериадском, когда вкушал рыбу и мед, потом на горе Елеонской, когда возносился на небо, обещав послать Духа Святого. Христос с небес приходит: срящите: сретайте и со страхом Божиим и верой к Нему приступайте. Христос на земли. Возноситеся. Христос на земле, ибо Сам сказал святым Апостолам пред вознесением : Аз есмь с вами во вся дни до скончания века. И всегда пребывает и пребудет Христос Господь на земле до конца мира в Своей святой церкви, как Глава с членами, в святых таинствах и в сердцах верующих, как Он и Сам сказал: кто услышит глас Мой и отверзет двери сердца своего, прииду к нему и вечеряю с ним. Итак, Христос на земле пребывает между нами, с нами и в нас славите Его.

Возноситесь, христиане, к Нему мыслями пламенейте душой горе имейте сердца, презирайте мир и все его грешные дела, не прилепляйтесь к миру и его удовольствиям, но постоянно призывайте пресвятое имя Его в псалмах и пениях, и песнях духовных, воспевая в сердцах Господеви: Христос раждается! Славите, Христос, с небес срящите, Христос, на земли возноситеся! Пойте, Господеви вся земля и в веселии воспойте, людие, яко прославися. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle