Источник

Письмо 65

Видя из письма твоего, что теперь маменька твоя к тебе умиротворилась, радуюсь сердечно, и должен тебе сказать, что не только пред родительницею должна себя винить и считать виновнее её себя, но даже и пред всеми, считая себя худшею и последнейшею всех: сим только можешь избежать козней вражиих и сетей его и получить успокоение.

Сама себе противоречишь, говоря, что приемлешь письма мои как с неба посланную благодать, и тут же пишешь, что с большим прискорбием приняла мои слова о том, что считаешь меня наставником, и пользы не получаешь. Писано есть: от плод их познаете их (Мф.7:16). Немирство твоё с игуменьей и с мамонькою, желание составить свой разум и свою волю, поречение братьев и матери за их роскошь и тому подобное, которое я всё из твоих писем видел, потому так и написал; но ты отвергла обличение. А святой Иоанн Лествичник пишет: «правильное или неправильное обличение отвергши, своего спасенья отвергся»; вот и это плод! Отвергши обличения, выставляешь свои добродетели, которые ты стяжала от послушания ко мне, и это плод добрый, а настоящего-то плода – смирения и не достает, без которого все наши делания ничто. «От послушания рождается смирение, – пишет святой Лествичник, –, а не исчисление своих добродетелей». Тебе даже кажется, что смиряешь себя и смирила, а того не видишь, что сим самым себя обольщаешь. Пишешь, что понуждаешь себя терпеть скорби: вот это то и худо, что видишь себя обижаемою, а не достойною обиды; самолюбие твоё закрывает от тебя твои недостатки, и скорби тебе кажутся тяжкими: а где есть самоукорение, там те же скорби бывают легче.

Сколько нужно на твоё содержание, не для роскоши, а для необходимости, можешь просить, с возложением на волю Божию, как Он возвестит маменьке и братьям и, получивши удовлетворение или отказ, будешь мирною, видя в том не человеческое ухищрение, но волю Божию.

Смущение твоё на отца святого неправильное; как же можно за то смущаться, что он спросил о брани; верно намерение его было вразумить тебя, как противостоять сей брани, но ты за сие смутилась и представляешь свою добродетель, что не имеешь       помыслов. Я этому нимало не удивляюсь, а вижу, на что врагу искушать тебя сими помыслами, когда ты питаешься тщеславием и гордостью не иметь их; с него довольно и того. Как же ты познаешь искусство в духовной брани, когда и не видала оной? И как ты смиришься? Святой Лествичник пишет: «кто не имеет сей брани, тот, видно, согласен с врагами своими; а когда бываем боримы, то сие есть знаком, что мы крепко противу врага своего вооружаемся».

Я неоднократно писал к тебе, чтобы ты не искала пострижения в мантию ни тайно, ни явно, никакой пользы не получишь: ибо не по разуму твоё желание; ты пока имеешь обручение сего образа и довлеет тебе. Вижу, что ты ни малейшего не имеешь понятия о монашестве, в чём оное состоит. Ты находишься и теперь в искусе монашества и должна исполнять всё то, что следует и монахине, а главное – обеты монашества: девство, нестяжание и послушание. Но во всех сих надобно быть искушенной многими браньми духовными, и познать на опыте, что чрез сии действия мы свобождаемся страстей, получаем мир и спокойствие; все же это тогда, когда смиримся; – сподобляемся и других духовных дарований, о коих ты и понятия не имеешь. Тебе кажется, когда примешь монашество, то всё выполнишь, то есть стяжешь внутреннего фарисея мнимым своим деланием; а чтобы стать в борьбе противу страстей, и иметь различие оных, о том ни слова.

Оставь сие твоё намерение и ожидай благоволения Божия: когда Он восхощет, будешь пострижена в мантию: а дотоле иди путём смиренным, средним, не возносись высоко, и не снисходи долу, читай отеческие книги деятельные, имей борьбу со страстями, призывай в помощь Господа, а на свои силы не надейся, и получишь, чего ищешь – спасение. 21-го июня 1846 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle