Источник

Письмо 64

Очень рад, что ты теперь, по возможности, покойна духом. Не пренебреги о средствах, коими мир душевный приобретается. Часто от нас самих зависит иметь умиротворение, и не иметь оного, когда не хотим понести чего-либо малого.

Пишешь о скорби твоей, что маменька твоя отказала тебе в прибавке денег. Это еще не велика скорбь; надобно быть довольной и 180 руб. (в год), и особенно при готовой провизии. Можно отсечь излишние расходы, а паче в роскоши, одежде и в прочем. Мы должны во всём понуждать себя к нищете, терпению и смирению. А когда не хотим вольно, то и невольно пошлётся скорбь для обучения терпению; ибо многими скорбми подобает нами внити во царствие Божие (Деян.14:22).

В отношении же духовной матери ты крепко себя запутала; никакого нет чина ни в избрании, ни в отношении; а только что одно имя носите – наставницы и послушницы, а тут ещё она облагает тебя клятвами (как ты пишешь), и просишь, чтобы я снял с тебя её клятву. Какую я имею власть снимать клятву? Ты напрасно это думаешь. А советую тебе не делать того, что достойно клятвы, то оная на тебя и не может подействовать. Да и что за клятва? Святой Апостол Павел пишет: благословите, а не кляните (Рим.12:14); клятва же есть отлучение от Церкви, и за особенно тяжкие грехи, буде виновные пребывают неисправимы и не каются. Видно из твоего письма, что она на тебя скорбит, то должно находить свою вину, и когда есть, то умиротворяться с нею. А хотя бы ты и вины не имела (чего однако же быть не может), то все до́лжно себя укорять за самочиние и скрытность, и, мысленно повергаясь пред нею, считать себя виновною; то силен Бог и её умиротворить.

Пишешь о высокоумных своих помыслах, что во всяком исправлении помыслы тебя хвалят: это очень опасно и есть начало прелести. Когда бы всякому исправлению последовало смирение, то это бы добре было. Помни больше свои грехи и считай себя меньшу всех; тогда благодать Божия тебя оправдает. Где ж твои исправления, когда ты не переносишь никаких оскорблений? И как можно оставить есть молочное? Это значит на огонь подлить масла, и будет пища твоему тщеславию. Употребляй молочное с воздержанием, во славу Божию, то нимало не повредишься. А больна бываешь не от молочного, а от нетерпения и неимения смирения.

Поручая тебя покрову Божию, остаюсь желатель твоего спасения, многогрешный И. М. 28 июля 1845 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle