144. Поучение об Ангелах95
«Не все ли они (Ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» Слова Ап. Павла (Евр. 1:14).
Думаете ли вы, братия, о том, что все силы небесные посылаются вам на служение. Вам, если вы желаете получить спасение! Или чрез эту житейскую суету вам некогда и подумать не только об ангелах, но даже о спасении своем? Горе нам, грешным! чем мы оправдаемся пред Богом, когда Он станет нас судить? Станем ли извиняться, что Господь нам дал служителей и помощников немощных, слабых? Неправда! ибо эти самые служители ангелы суть служители Божии, и если Ему могут услужить, угодить, то тем более нам. Об этих-то служителях и помощниках наших, иначе называемых небесными силами, и хочу я побеседовать с вами.
Все силы небесные, по учению святых Отцев, состоят из девяти чинов или степеней: Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Сил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов. Вот почему святая церковь и назначила праздник для собора их в девятый месяц, считая с Марта, а восьмой день этого месяца избрала потому, что все эти ангелы вместе с Господом приидут на землю в последний день мира, считаемый восьмым после седьми дней творения.
Желаете знать, что значат сами названия чинов Архангельских?
Имя Серафимов (Ис. 6:2) можно перевести по-русски пламенные или воспламеняющие. Предстоя Господу, Который есть любовь (1Ин. 4:8) и престол Которого есть пламень огненный (Дан. 7:9) Серафимы и сами горят пламенем любви к Богу и воспламеняют эту любовь в сердцах желающих искренно и всецело любить Бога. Итак, если твое сердце холодно и бесчувственно к Богу, Творцу и Спасителю твоему, то проси Серафимов своим пламенем возжечь и в твоем сердце пламенную любовь к Богу.
Второй чин ангельский составляют Херувимы (Быт. 3:24), имя которых значит разумение или излиение премудрости, они же называются многоочитыми. Сияя светом разума Божия, Херувимы изливают премудрость на того, кто ее просит у них. Видите, чрез кого надобно просить у Бога мудрости, как бы лучше нам достигнуть вечного спасения чрез многоочитых Херувимов.
Третий чин – Престолы (Кол.1:16). Это такие ангелы, на которых непостижимо и благодатно почивает Сам Бог, отчего они называются Богоносными. Посредством этих ангелов Господь передает Свои праведные суды (Пс. 9:5): вот у каких ангелов наши судии пусть испрашивают для себя уменье право судить человеков.
Далее, четвертый чин ангельский составляют Господства (Кол.1:16), которые господствуют над низшими ангелами. У них мы можем просить помощи, если стараемся господствовать над нашей грешной плотью с ее страстями и похотями, если желаем разумно владеть нашими душевными силами, если стремимся мудро устроять все дела наши.
Пятый чин составляют Силы (1Пет.3:22), посредством которых Бог совершает чудеса и проявляет Свою всемогущую волю. Силам и станем молиться мы, труждающиеся и обремененные скорбями, немощами и бедами.
Шестой чин – суть Власти (1Пет.3:22; Кол.1:16). Так называются ангелы, имеющие власть над диаволом и сохраняющие людей от искушений его. У них следует просить помощи во время наших искушений от лукавого.
Седьмой чин – ангельский. Начала начальствующие над другими ангелами, управляющие миром, а так же царствами и народами земными. Они руководители для добрых начальников, верой и правдой служащих Царю и Отечеству.
Восьмой чин – Архангелы. Они возвещают людям великие тайны Божии и этим между людьми утверждают веру в Бога. Так Архангел Гавриил открыл Пречистой Деве Марии тайну воплощения от Нее – Искупителя мира.
В последнем, девятом чине состоят те ангелы, которые ежедневно при богослужении церковном называются «ангелами мирными, верными наставниками, хранителями душ и телес наших».
Из всех чинов ангельских мы знаем по именам только восемь ангелов: Михаила (Дан.10:13; 12:1. Иуд.9. Откр.12:7–8) – победителя супостатов, Гавриила (Дан.8:16; Лк.1:26) – вестника таин Божиих, Рафаила (Тов.3:16; 12:15), врача недугов человеческих, Уриила (3Ездр.4:1; 5:20) – просветителя омраченных, Салафиила (3Ездр.5:16), молитвенника о людях, возбуждающего их к молитве; Иегудиила, славителя Божия, побуждающего людей к Божию славословию; Варахиила, подателя Божиих благословений и благодеяний, и Иеремиила (3Ездр.4:36), имя которого значит возвышение Божие.
Впрочем, довольно нам знать, что все небесные силы вообще называются ангелами. Читайте Священное Писание и Жития святых, и вы узнаете, что ангелы во все времена являлись многим и многим. А если нам теперь не являются, то, конечно, потому, что мы не только не просим помощи у них, но даже и не думаем о них. Чтобы иметь с ангелами близкое общение, необходимо вести жизнь равноангельную. А мы как живем?
Будем же, братия, по крайней мере, под руководством святой церкви, искренно и усердно у Господа просить «Ангела Мирна, Верна Наставника, Хранителя душ и телес наших». Аминь.
* * *
Это и следующие за сим поучения были напечатаны в «Одесском Воск. Листке» за 1876 и 1877 год