Источник

Поучение 97. О любви к Богу и ближним

Когда мы хотим объяснить вещь невидимую, то для этого употребляем вещь видимую; когда хотим объяснить наглядно вещь духовную, то для ясности употребляем вещь вещественную: когда хотим нарисовать вещь незнакомую, тогда берем для примера и образца вещь знакомую. Так делают все люди; так делал и сам Христос Господь. Например, мы говорим: жизнь наша быстро летит – как? Как речка бежит, как птица летит, как звук скоро исчезает, как сон. Царствие небесное чему подобно? И Спаситель отвечал: оно подобно неводу, которым рыбу ловят. Оно подобно драгоценной жемчужине, которая стоит того, чтоб ее купить за все земные сокровища. Чему подобно слово Божие? Семени какого-нибудь хлеба или дерева, – падет на хорошую землю – вырастет, на тернистую и каменистую – пропадет; – как различна бывает прибыль от земли; так различный приносит плод сердце человеческое. Один св. отец объясняет любовь к Богу так: возьми, говорит он, и поставь на бумаге или на доске точку, – нарисуй или обведи вокруг той точки, отступив от нее круг и проведи от точки до круга линии или черты, или полосы. Теперь посмотри внимательно на этот круг с линиями: пусть точка будет един Бог, круг, это мир – линии или черты, идущие от кружка к середине или к центру суть люди. Спроси от чего линии, обращенные к кругу шире и отдаленнее стоят одна от другой, тогда, как чем ближе к центру, к середине, тем ближе они сводятся? Линии при середине круга суть подобие чсловеков, стремящихся любовью к Богу; линии касающияся круга, показывают нашу любовь к ближнему. Сходящиеся линии показывают нашу любовь к Богу, и расходящиеся любовь к ближнему. Значит – нельзя любить Бога, если не будешь любить ближнего: чуть крепче будешь его любить, тем ближе будешь к Богу, тем больше Бог будет тебя любить, и ты Его, а без любви к ближнему никогда ты не будешь любить Бога. Не соединяй линии в круге и проводи их мимо середины – и они не сойдутся никогда в центре круга; так и любовь к Богу невозможна без любви к ближнему. И чем больше будешь любить ближнего, тем больше будешь любить и Бога. Здесь мы не разумеем любовь плотскую и родственную, когда дети любят родителей, или муж жену, – нет, мы разумеем любовь духовную, всеобъемлющую, обширную, которая обнимает и родного и чужого, и друга и врага, и богатого и нищего, и старого и малого, и здорового и калеку, и сироту и вдовицу, – словом, всех человеков, – это истинная христианская любовь: когда, ты обращаешься с ближним со смирением, ласково, с нежностью, с предупредительностью, – спешишь подать ему помощь в горе, в нужде, в бедности, – когда обходишься с каждым, как с родным братом, хотя иногда и братья родные живут между собою хуже, нежели чужие, а как с братом Христовым, – во всем ему служишь, во всем ему угождаешь, как самому себе. Кто нас больше возлюбил, как Христос, который душу свою отдал за нас на страдание? Так и мы должны любить всякого человека. Вот почему Господь молился крепко пред своими страданиями, чтобы все христиане были любимы Отцем небесным так, как Его любит Отец и как Он Отца любит, – чтобы как Он одно со Отцем, так и мы были соединены союзом любви с Богом Отцем и Богом Сыном. Об этой то любви много писал и написал возлюбленный ученик Христов Иоанн. Он прямо говорит, что человек, который не любит ближнего не любит и не знает самого Бога97, просто во тьме ходит и живет. Да и св. Апостол Павел непрестанно внушал любовь христианам, говоря, что у нас, как одна вера, одно таинства, один и тот же Христос Бог: то и любовь должна быть между нами одна, любовь крепкая, как смерть, потому что она одна останется по смерти нашим утешением, нашею радостью, нашим блаженством во всю вечность.

Господи! Вдохни в сердца наши такую же любовь, какою возлюбил Тебя Отец и Ты Отца, и как нас Ты возлюбил. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle