§ 23. Св. предание. Его значение, как источника
откровения. Отношение предания к св. писанию
Рядом со св. писанием церкви имеется еще другой, не менее важный, источник учения, именно устное предание. Под св. преданием разумеется вся сумма религиозного знания, которая не вошла в книги св. писания и осталась достоянием церкви в устной передаче от одного поколенья к другому. А эта сумма великая, потому что даже не вся жизнь И. Христа вошла в книги, и осталось незаписанным столько дел и чудес Его, что при подробном описании их самому миру не вместить бы написанных книг. Большинство апостолов также не оставили после себя писаний, и все их ученье таким образом сделалось достояньем церкви только в форме преданья. Даже и те апостолы, которые записали свое учение, оставили многое из него незаписанным, хотя и весьма существенное для веры. Отсюда преданье по своему содержанью гораздо шире св. писанья и служило даже к определенью канона и истолкованию последнего. Только при помощи преданья можно было определить, какие именно книги написаны были боговдохновенными учителями христианства в отличье от подложных сочинений, равно как и при помощи его, только можно было правильно истолковывать все те места в св. книгах, которые оказывались неудобопонятными.
Но, признавая всю важность и значение св. предания, как источника Божественного откровения, мы должны помнить, что оно является таковым в совокупности с свящ. писанием и в зависимости от него: св. предание, чтобы быть источником откровения, нуждается в проверке св. писанием. Ибо истинное предание, как слово Божие, должно быть во всем согласно со св. писанием. Если же предание противоречить св. писанию, то это – человеческое, неистинное предание; таково, напр., предание римско-католической церкви.