Источник

§ 24. Разбор учения протестантов о предании

Как мы упомянули, для православной церкви одинаково важно св. писание и св. предание, и оба вместе составляют нераздельный источник религии. Но не так думают протестанты. Они признают только св. писание и им одним хотят руководствоваться в учении веры, отвергая всякое предание. Постараемся рассмотреть, на которой стороне правда. И так как протестанты доверяют св. писанию, то к нему прежде всего и обратимся. По занимающему нас вопросу св. писание дает нам ясное, непререкаемое свидетельство: «стойте, братия, и держите предание, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Сол.3:15). В этих словах апостол ясно и решительно требует, чтобы верующие держались устных его наставлений так же, как и письменных, требует тогда, когда верующие уже имели в своих руках писания апостола. Лучшего свидетельства в пользу предания невозможно требовать. Затеем мы обратимся к свидетельству истории. История открывает нам, что Богооткровенные истины передавались в общую известность двумя способами, – не письменно только, но и устно, и даже преимущественно последним способом. До Моисея совсем не было св. книг, и люди учились вере с устных наставлений. Что касается времён христианских, то здесь опять на первом месте учение устное. Сам Христос – первый проповедник нашей религии, ни слова не написал о ней; а, между темь, в продолжении 3,5 лет Он проповедовал учение Своей религии и проповедовал устно. Многие из учеников Христа также передавали людям Его учение только на словах, не оставляя после себя писаний. Только некоторые из апостолов по временам прибегали к письму для передачи истин христианских; но и они начали употреблять последний способ довольно поздно, после того, как предварительно успели распространить христианскую веру посредством устных наставлений; они, по собственным словам, писали уже об известных вещах, писали людям, прежде наставленным в вере чрез живое слово и, что всего важнее, для нас, писали по какому-нибудь частному случаю, вследствие каких-либо недоразумений, или заблуждений. Потому-то мы и видим, что каждая св. книга направлена к особенной, специальной цели и, сообразно с этим, раскрывает лишь те истины и стороны религии, которые необходимо было или уяснить или напомнить известному классу верующих. Отсюда само-собою следует, что апостолы, составляя евангелия и послания, не имели своею задачею изложить и передать полную систему христианской религии, что в их писаниях не могли быть раскрыты все истины откровения и веры. Это выражают и сами апостолы, напр., Иоанн: «о многом я должен говорить, только не хочу говорить чернилами и на бумаге; но надеюсь прийти к вам и беседовать лицом к лицу» (2Ин. 12). На основании подобных указаний мы имеем право утверждать, что наши сведения о религии были бы далеко не полны, если бы мы оставили без внимания большую часть учения апостолов, т.е. их устное учение. Нам говорят, что в св. писании, если и не изложено все учение Христа и апостолов, то изложены существенно важные черты этого учения: след., для целей христианина совершенно достаточно знать св. книги, и ничего более не нужно. Но откуда нам узнать, что существенно важно в религии и что нет? Кто определить нам, что это необходимо, а этого можно и не знать без ущерба для нравственной пользы? Очевидно, здесь судьёй является личный произвол каждого человека.


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle