Источник

Беседа LXIV. О девятом члене символа веры. О том как члены церкви могут помогать друг другу в достижении спасения

Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь.

В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами, что единство Церкви побуждает нас блюсти единение духа в союзе мира (Еф.4:3), которое должно выражаться в согласном исповедании веры и в любви между нами. Кроме этого, то же единство Церкви налагает на нас, братие, обязанность помогать друг другу в достижении спасения. Все православные христиане составляют собою Церковь Христову, благодатное царство Христово, цель устроения которого на земле, как мы говорили, есть достижение спасения. Посему члены Церкви Христовой и должны стремиться общими силами к единой цели, помогая друг другу в этом стремлении.

Прежде всего, мы должны просить Бога чтобы Он утвердил и распространил Церковь Христову на земле, чтобы в нее вошли и те, которые не принадлежат к ней, напр., язычники, и те, которые отделились от нее, напр., еретики и, так называемые, старообрядцы, и чтобы таким образом составилось на земле едино стадо и един Пастырь (Ин.10:16).

Затем мы должны помогать друг другу в достижении спасения ведением доброй нравственной жизни. Несомненно, известно каждому, что лучший урок для человека есть хороший пример в жизни. Если христиане живут согласно с заповедями Божиими, то этим самым они способствуют прославлению имени Божия на земле. Святость жизни первых христиан, как известно, сильно действовала на язычников и много способствовала успешному распространению учения Христова между ними. «Мы», говорит один из защитников христиан, св. Иустин философ, «можем представить вам многих, которые обратились к вере потому, что или по соседству видели степенность христиан в обыкновенной жизни, или во время путешествий были свидетелями их терпения среди всякого рода неприятностей, встречавшихся в дороге, или узнавали их лучше, ведя с ними дела». «Между нами», писал другой из защитников христианства – Афинагор Афинский, «вы найдете людей простых, ремесленников, старых женщин, которые не в состоянии вам доказать истинности своего учения, но которые убедят вас в его святости чистотою своей жизни, они небогаты словами, но богаты делами добрыми». Наоборот, ничто так вредно не действует на людей, как не согласная с заповедями Христовыми, безнравственная жизнь. Посему то и Сам Спаситель заповедовал апостолам, а чрез них и всем христианам, чтобы они действовали в научении других не словами только, а преимущественно своими делами. Тако да просветится, говорил Он, свет, ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф.5:16). Таким образом, своею доброю, нравственною жизнью верующие помогают устроению благодатного царства на земле, – Церкви Христовой – Исполняя заповеди Христовы, мы должны, братие, заботиться также и об исполнении, так называемых, установлений Церкви напр., о хождении в храм Божий особенно по праздничным дням, о постах и т. п. Строгим исполнением их мы будем способствовать устроению Церкви Божией на земле, а наоборот несоблюдением их будем подавать повод к соблазнам. В этом последнем случае я разумею так называемых старообрядцев. Известно, что они хулят нашу православную Церковь, называют ее еретическою. Но при всем своем заблуждении они имеют некоторые хорошие стороны, так напр., они по большей части твердо исполняют устав Церкви, посты, праздники и т. п. В этом случае они могут служить уроком для нас, именующихся православными. Строго исполняя уставы Церкви, старообрядцы упрекают нас православных в неисполнении их и соблазняются нашим поведением. Если посему мы будем строго исполнять уставы Церкви, то этим самым расположим старообрядцев к себе, приблизим их к Церкви Христовой и, таким образом, будем помогать им в достижении спасения и способствовать устроению единой Церкви Христовой на земле.

Итак, братие, Церковь Христова, к которой мы принадлежим, есть едина. Будем же избегать распрей и разделений, будем помогать друг другу в достижении спасения, будем общими силами заботиться о распространении благодатного царства Божия на земле, Церкви Христовой, будем заботиться о том, чтобы блюсти нам единение духа в союзе мира, и представлять собою, действительно, едино тело, един дух, (Еф.4:3–4) и едино стадо под властью единого Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа (Ин.10:16). Господи, да приидет царствие Твое. Помяни, Господи, Святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь, юже от конец даже до конец вселенныя и умири ю юже наздал ecu честною кровию Христа Твоего... расточеныя собери прельщеныя обрати и совокупи Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви... утоли раздоры Церквей, угаси шатания языческая, еретическая восстания скоро разори силою Святаго Твоего Духа (Молитвы из лит. св. Василия Великого). Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle