Источник

Беседа LXV. О девятом члене символа веры. О том, что единству церкви христовой не противоречит существование частных церквей и разделение ее на земную и небесную

Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Вы знаете, братие, что истинная Церковь Христова, к которой мы принадлежим, есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Этому учению о единстве Церкви не противоречит, братие, то обстоятельство, что существуют многие церкви отдельные и самостоятельные, напр., Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Эти церкви различаются между собою только местом своего положения, языком, на котором совершается богослужение, некоторыми обрядами при богослужении и церковным управлением. Высшее церковное управление в Российской церкви принадлежит Святейшему Правительствующему Синоду (собранию нескольких Архипастырей), а напр., в Константинопольской – патриарху. Распоряжения Святейшего Правительствующего Синода обязательны для всех священноцерковнослужителей Российской церкви, но не обязательны для священноцерковнослужителей Константинопольской; равно и распоряжения Константинопольского патриарха обязательны для подчиненных ему церковнослужителей, и не обязательны для церковнослужителей нашей церкви. Таким образом, вышеупомянутые церкви различаются между собою по церковному управлению. Но это различие не существенно и нисколько не нарушает единства Церкви, потому что все эти отдельные и самостоятельные церкви признают над собою одну главу Иисуса Христа, исповедуют одну веру, и имеют взаимное общение в молитвах и таинствах. Все они имеют один символ веры и одинаковым образом толкуют его, одни таинства, как по числу, так и по пониманию их. Русский, путешествуя по востоку, может заходить напр., в греческие церкви, молиться в них, принимать от греческих священников таинства, равно и греки, сирийцы и другие православные востока ходят в наши церкви, молятся в них и принимают таинства от наших священников. Русский священник на литургии при совершении проскомидии поминает и святейших православных патриархов. Таким образом, христиане, принадлежащие к Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской, Константинопольской и Российской церквам, имеют взаимное общение в молитвах и таинствах. А посему и вышеупомянутые церкви и, при несущественном различии между собою, составляют единую Церковь Христову. «Хотя Церковь рассеяна по всей вселенной до конец земли», говорит св. Ириней, которого можно причислить к ученикам апостольским, «но от апостолов и учеников их прияла веру во единаго Бога, Отца Вседержителя... и во единаго Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения, и в Духа Святаго, чрез пророков провозвестившего домостроительство спасения. Прияв такую проповедь и такую веру, Церковь, как мы сказали, хотя и рассеяна по всему миру, тщательно сохраняет ее, как бы обитая в одном доме; одинаково верует сему, как бы имея одну душу и одно сердце, и согласно проповедует о сем, учит и передает, как бы имея единая уста. Хотя к мире бесчисленные наречия; но сила предания одна и та же. Как солнце, это творение Божие, в целом мире одно и то же, так одна и та же проповедь истины сияет везде и просвещает всех людей, желающих приити в познание истины». «Церковь, сияющая светом Господним», говорит другой Отец Церкви св. Киприан, «хотя по всему земному кругу распространяет лучи свои; но однакоже светило, разливающее всюду свет свой, одно, и единство тела чрез то не нарушается» (Прав. догм. Богосл. Т. 2-й 236–237 стр.).

Таким образом, братие, существование отдельных частных церквей не препятствует церкви быть единою. Только те общества людей, именующихся христианами, уклоняются от этого единства, которые удаляются от единства веры, каковы напр., общества еретиков и раскольников, или, так называемые, церкви католическая и лютеранская. Но за то эти церкви и не признаются православными христианскими церквами. Они отделились от единой Христовой Церкви, изменили учению Христову и сошли с пути истины. Будем же, братие, заботиться о том, чтобы всегда быть в единении с Церковью Христовою и выражать это, прежде всего, в одинаковом исповедании догматов веры. Кто в этом деле не согласуется со всеми христианами, но поступает самовольно, тот отпадает от единства Церкви и теряет свое спасение.

Как существование на земле отдельных, самостоятельных вышеупомянутых церквей не противоречит единству Церкви, так точно не противно единству Церкви и разделение ее на земную и небесную, потому что, глава той и другой Церкви есть один Иисус Христос и члены их находятся во взаимном общении между собою. Верующие, живущие на земле и составлявшие земную Церковь, вознося свои молитвы к Богу, призывают в то же время на помощь святых угодников, принадлежащих к церкви небесной. А эти святые, будучи близки к Богу, с любовью принимают нашу молитву, своими посредствующими молитвами очищают ее, подкрепляют и возносят к Богу и ходатайствуют за нас пред ним. Милосердый Господь принимает ходатайство за нас святых угодников и дает им силу помогать нам. И святые, по воле Божией, помогают нам или невидимо, или чрез свои явления и некоторые другие посредства. Таким образом, члены земной и небесной церкви находятся во взаимном общении между собою и, имея одну главу Иисуса Христа, составляют единую Церковь Христову.

Будем же, братие, всегда почитать святых угодников Божиих, и, помня о их любви к нам и близости к Богу, будем усердно прибегать к ним с молитвами своими, как к скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle