Источник

Беседа LXIII. О девятом члене символа веры. О единомыслии и единодушии членов церкви Христовой

Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь.

В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами о единстве Церкви и о том, что это единство налагает на нас обязанность блюсти единение духа в союзе мира (Еф.4:3). Побеседуем теперь о том, в чем же именно должно выражаться наше единение между собою, как членов Церкви Христовой? Оно должно выражаться, братие, в согласном исповедании веры и в общении любви между нами.

Сам Господь наш Иисус Христос, проповедуя учение Свое, выражал желание, чтобы верующие в Него были единомысленны между собою. Аз славу, юже дал ecи Мне, говорил Он в молитве Богу Отцу о верующих, дах им: да будут едино, якоже Мы едино есмы. Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал ecи, и возлюбил ecи их, якоже Мене возлюбил ecu (Ин.17:22–23). Иисус Христос преподал людям положительное учение веры. Посему нужно всем одинаково принимать это учение. Так учил и Сам Иисус Христос и апостолы «Кто не со Мною, тот против Меня (Мф.12:30)», – говорил Иисус Христос. Если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал.1:8), – учил апостол Павел. Посему апостолы убеждали верующих, чтобы они были единомысленны в учении Христовом. Апостол Павел писал Ефесянам, чтобы они в понимании учения Христова не отступали от других, чтобы всякий понимал его так, как все святые, то есть совершеннейшие христиане (Еф.3:18). Тот же апостол писал Коринфянам: молю (же) вы, братие именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в томже разумении и в тойже мысли (1Кор.1:10). К такому же единомыслию призывали христиан и ученики апостолов; напр., св. Климент римский писал Коринфянам: «к чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не един ли у нас Бог и един Христос, и един Дух благодати, излаянный на нас, и едино звание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены?» (Пр. догм. Богосл. II т. 236 стр.).

Убеждая верующих быть единомысленными в вере, апостолы в то же время советовали им уклоняться от неправомыслящих, производящих разделения и соблазны. Аще кто приходит к вам, говорит Иоанн Богослов христианам, и сего учения (Христова) не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите (2Ин.1:10). Молю же вы, братие, писал ап. Павел, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научистеся, и уклонитеся от них (Рим.16:17). Требуемое единством Церкви единомыслие в вере весьма возможно и естественно между членами Истинной Церкви Христовой. Единомыслия в вере не может быть только в том обществе, где нет положительного, определенного учения, где всякий член может думать об истинах веры, как ему угодно. Человеческая природа, как вы знаете, братие, расстроена грехом, а посему разномыслие в понимании учения Христова, раздоры, несогласия возможны в людях, если они только самовольно будут толковать учение Христово, если каждый будет полагаться только на свой поврежденный грехом разум. Истину эту заметил и наш народ, выразив ее в известной поговорке: сколько голов, столько и умов. Между же членами истинной Церкви Христовой единомыслие в вере весьма возможно и естественно потому, что пастыри Церкви преподают не свое учение, а Христово, то, которое изъяснили апостолы и св. отцы, преподают для всех одно и то же учение, не прибавляя к нему, не убавляя и не изменяя чего-нибудь своим умом.

Итак, братие, мы должны принимать все учение Христово и притом быть единомысленными со всею Церковью Христовою. Никто не должен полагаться в понимании учения Христова только на свой поврежденный грехом разум, никто не должен обособляться в вере от других христиан и вносить в среду их раздор, – каждый должен веровать так, как верует вся Церковь Христова.

Единомыслие в вере должно сопровождаться, братие, и единодушием в молитве и прославлении Бога. Как никто не должен отделяться от Церкви в понимании учения Христова, так точно никто не должен отделяться от Церкви и в молитве. Каждый должен славословить Бога со всею Церковью и когда один молится. Мы выражаем это, приближаясь к Богу молитвами Богородицы и всех святых. Посему и апостол Павел говорит, что Бог Отец прославляется во Христе Иисусе именно в Церкви Его (Еф.3:21). Тот же апостол писал к римлянам: «Бог (же) терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.15:5–6). Посему и мы, братие, будем всегда молить Бога, чтобы он дал нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречистное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Наше единение, налагаемое на нас единством Церкви, кроме исповедания веры, должно выражаться, как мы сказали, в общении любви. Если где, то именно в Церкви Христовой все члены ее должны быть связаны между собою любовно. Этою любовью они указывают на свое единение со Христом. О сем разумеют вси, говорил Иисус Христос Своим ученикам, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35). Посему и в Церкви Христовой все направлено к тому, чтобы сохранить любовь между ее членами: в ней одно учение, одни законы и правила и все освящаются одними таинствами. Святой Иоанн Златоуст так говорит об этом: Мы имеем общение в духовной трапезе: будем же иметь общение и в духовной любви. Для многих служит достаточным побуждением к дружбе не только то, что они имеют общий стол, но и то, что они из одного города; а мы, у которых и град, и дом, и стол, и путь, и дверь, и корень, и жизнь, и Глава, и Пастырь, и Царь, и Учитель, и Судья, и Творец, и Отец, и все общее, какое будем иметь извинение, удаляясь друг от друга?» (Беседа на Ев. Матф. 32). Любовь между членами Церкви необходима для сохранения единства веры между ними, и отсутствие ее приводит их к разномыслию. К сожалению, братие, и между нашими соотечественниками есть лица, которые не принадлежат к Церкви Христовой; – это, так называемые, старообрядцы. Появились они более двухсот лет тому назад. Поводом к раздору послужили споры о некоторых обрядах и обычаях народных. Но начав с небольшого, они дошли до великого. Начав, напр., с вопросов о том, как слагать пальцы для крестного знамения, и можно ли брить бороду, дошли до искажения самого учения Христова, до отрицания напр., таинств Христовых. И теперь, несмотря на то, что Церковь Христова с любовью призывает их к соединению, по снисхождению к немощи их оставляет им их обряды на правах так называемого единоверия, – не все они соединяются с нею. Дух злобы мешает такому соединению. Итак, братие, насколько любовь соединяет верующих между собою, настолько отсутствие ее, дух злобы, приводит к разномыслию и в самом вероучении Христовом.

Возлюбим же, братие, друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle