Источник

Слово на Пресвятую Богородицу и на Симеона Богоприимца. Святого Феодота, епископа Анкирского

Пророческое слово побуждает и заставляет нас и ныне благодарить Бога: ибо повелевает благовестить день от дне спасение Бога нашего, возвещать во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его (Псал. 95:2–3). Так богодухновенный Давид, узнав чрез Духа, что Божественному правосудию благоугодно открыть младенцам, для познания истины, сокровенное от премудрых в законе и утаенное от разумных в книгах (Матф. 11:25), возбуждает все к благовестию духовной радости. Последуя такому убеждению и руководству священного повеления, возгласим и мы (облекши души в светлые одежды) радостное и благознаменательное воззвание Божественного Песнопевца: да восприимут горы мир людем, и холми правду (Псал. 71:3); яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам. Его же начальство на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века (Ис. 9:6). Родися, говорит, и дадеся: родися в Иудеи, а дадеся всей вселенной, ибо и обетование о Нем Аврааму было таково: благословятся в Нем вcu язы́цы земния (Быт. 18:18). Нo начальство Его на раме Его: ибо Его власть – природная, а не прибылая: Его сила – естественная, а не приобретенная; Его Божественная слава – существенная, а не дарованная. Посему-то сперва благовествовали небеса звездою волхвам чудо; потом благовествовали сказанного Царя Иудеи волхвы, когда искали Его, чтоб поклониться Ему; потом благовествовали Христа Спасителя и Ангелы пастырям на поле; наконец, благовествовал ожидаемого Христа Господня и Дух Святой Симеону.

Итак, следуя всем сим, и имея притом повеление, мы исходим благовествовать Церкви, не как сильные, но как благопокорные, не как богатые, но как помилованные, не от себя как-нибудь составляя свидетельства, но воспевая Пророческое и поя Апостольское. Воспоем же Богу нашему, воспоем (Пс. 46:7): ибо сказа Господь спасение Свое, и пред языки откры правду Свою (Пс. 97:2). Поистине, изумительное и чудное совершилось на земле; странное и необычайное увидела тварь: Бога, на земли явившегося, и с человеки пожившего (Варух. 3:38); Бога, родившегося по плоти, и не оставившего небес. И к сим кто доволен (2Кор. 2:16)? Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его (Псал. 105:2)? Дева, названная у Исаии Пророчицею (Ис. 8:3), без мужа родила нам Еммануила, рожденного прежде век без матери. Иже бысть нам премудрость от Бога Отца, правда же и освящение и избавление (1Кор. 1:30). Родила Пророчица, не познав образа зачатия: чудо новое и неизъяснимое! Мария Пророчица чрез слух зачала Бога живого: так как слух служит естественным переходом для слов. Некогда зачатие, посредством языка, произведенное (Евою) в муже, как пламень, иссушило стебель человечества: ныне порождение, происшедшее во чреве (жены), оживотворило плод со стеблем.

Посему, как благодарные должники и рабы Божия, употребим, сколько можем, дар слова на прославление Бога Слова и Его Матери, не стыдясь малости приношения, но радуясь за наше естество и поклоняясь превосходству Владычнему, не для того, чтобы по обычаю человеческому усиливаться изобразить настоящий предмет красноречивыми словами, но для того, чтобы просветиться светом воспоминания о Боге. Ибо для ратоборцев быть побежденными всегда есть бесславие; но здесь пасть пред Непостижимым составит славу. Приступим же не медля к песни, – приступим, радуясь, восхваляя, славословя и величая таинство, превосходящее ум и слово, начав Божественными приветствиями небожителя Гавриила, и говоря: радуйся, благодатная: Господь с Тобою (Лук. 1:28)! Будем повторять с ним: радуйся, вожделенное наше веселие! Радуйся, слава Церкви! Радуйся, дышащее сладостью имя! Радуйся, Божественно сияющее и благолепнейшее лице! Радуйся, достойный всего почтения памятник! Радуйся, спасительное и духовное руно! Радуйся, одеянная светом Матерь неприступного Света! Радуйся, прозрачнейший источник животворной влаги! Радуйся, новая Матерь и место, в котором образовалось новое рождение! Радуйся, неизъяснимая Матерь необъятности! Радуйся, новый Исаиин свиток (Ис. 8:1) нового писания, которого верные свидетели – и Ангелы и человеки! Радуйся, благая купледелательница на динарий девства! Радуйся, создание, объемлющее Создателя! Радуйся, малейшее вместилище, вместившее никем и ничем Невместимого!

И кто исповесть род Того, Кто древнее знания? Чему нам удивляться более? – Божественному ли и невыразимому рождению, или неизъяснимому зачатию? Нельзя выразить словом того, что превыше ума: ибо хотя бы живописец и отважился изобразить кистью Матерь домостроительства: но никаким образом не возмог бы выразить образа Ее чревоношения. Положим ли какое начало рождению? – но его не было у Неизменяемого и Безначального. Назовем ли Рожденного вечным? – но рождение по плоти показывает начало во времени. Наименуем ли Рожденного младенцем? – но мы знаем, что Он – веmxий денми (Дан. 7:13) и Творец веков (Евр. 1:2). Все – чудо! Когда смотрю на низость плоти, меня горе влечет присутствие Божества; а когда возношусь к Божеству, меня долу влечет бренность и действительность плоти, и таким образом непостижимость неслитного соединения естеств становится для меня училищем Божественной силы. Такие необычайности всегда представляет нам во святых Своих осияниях Божия Матерь – Дева. У Нее – источник живота (Псал. 35:10) и сосцы словеснаго и нелестнаго млека (1Петр. 2:2), из которых и теперь мы усердно собрались сосать сладость, не потому, чтобы забыли прежнее, но потому, что желаем нового. Так, многократное наслаждение благами не удерживает нас от сильнейшего желания оных же благ; напротив, чем превосходнее блага, нами полученные и доставившие нам удовольствие, тем пламеннейшая возбуждается в нас жажда новых наслаждений. Любовь к Божественному никогда не перестает возрастать.

Если же кто почитает себя христианином, и между тем не усвояет Божественной Деве достоинства и названия Богородицы, в самом подлинном и собственном смысле: таковой, противореча догматам, вотще и ложно украшается святым именем; и нет ему никакой чести от названия и образа благочестия, когда силы его отвергается (2Тим. 3:5), потому что, как сказал великий Проповедник: не в словеси царствие Божие, но в силе (1Кор. 4:20). Будучи, по Писанию, лжебратом, пришлецом и соглядатаем свободы (Галат. 2:4), он уже не есть благопокорный ученик Божественного Учителя, научающего проповедовать не на истину, но по истине (2Кор. 13:8). Для утверждения же благочестивых и неиспорченных полезно предложить обманщику и лицемеру (ибо так должно называть оскверненных умом) краткий некоторый вопрос. Итак, мы спрашиваем тебя, а ты нам отвечай: согласен ли ты, хотя как иудей, с Божественным законом в том, что и жена Адама создана непорочными руками Творца, как и сам муж? Если скажешь: „нет», то не явно ли, что ты не-наш, и чужд Писаний? Если же, согласно с нами, скажешь: „да“, то почему безумно не согласуешься с истиною, и не принимаешь, а отвергаешь Божие благоволение явленное во Всесвятой Деве для общего нашего спасения? Ибо для Кого не низко было сотворить первую деву, для Того неукоризненно было создать и вторую: и для Кого славно было сотворить внешнее, для Того не бесчестно было украсить и внутреннее для жительства в нем души. Как же то, что для Самого Бога было и весьма приятно и прекрасно, ты дерзаешь опровергать иудейскими пустословиями, как нечто гнуснейшее? ты кто еси против отвещаяй Богови (Римл. 9:20)? Если для Бога не низко было созидать, то как может быть для Него низко и обитать в Своем создании, вместо того, чтобы, как ты говоришь, только казаться в оном мечтательно?

Что касается до создания, Священное Писание свидетельствует, что ничто, Богу любезное, не бесчестно и не унизительно. Умолкни! Ибо славно и великолепно. Божественно и достойно всякой хвалы дело Его, как написано (Псал. 110:3). Итак, одно из двух: или, сердечно и искренно исповедуя, что Сам Бог создал Еву, прими и премудро соделавшееся воплощение Его от Девы, и поклоняйся (оному) таким же образом, как и благочестивые, если хочешь быть их соучастником; или возьми себе имя Иудея и неверного, как уже к ним приложившийся. Христиане, повинуясь Богу, внемлют и богодухновенным речениям Пророков, которые так вопиют о Всепетой Деве: освятил есть селение Свое Вышний: Бог посреде его, и не подвижится (Ис. 45:5, 6); и в другом месте: человек родися в нем, и той основа и Вышний (Псал. 86:5). А противники истины, будучи сами плотяны, и не имея в себе Духа Божия (Иуд. 19), плотски мыслят и о духовном. И подлинно, премудро сказано: душевен не приемлет, яже Духа Божия (1Кор. 2:14). Они во многое углублялись, чтобы просветиться; но не захотели научиться от нас, чтобы уразуметь, как Дева соделалась освящением. Неизвестное, обыкновенно, объясняется чрез самое известное. Если железо, будучи черно и землевидно, в продолжение некоторого времени и очерняет как-нибудь то, что к нему прикасается, и само остается с несвойственною ему по естеству нечистотою: но, быв проникнуто огнем, весьма скоро получает сходство с проникающим его сильным пламенем и само делается неприкосновенным и сожигающим всякое вещество; то что же (несбыточного), если Всенепорочная Дева, быв проникнута Божественным и невещественным огнем, выжглась, очистилась от всего вещественного и неестественного, и явилась во всем блеске свойственной Себе красоты, так что уже после того соделалась неприступною, непостижимою и недоведомою для плотских выродков? Как возливающий себе на голову воду обливается ею по всему телу с верху до низу: так, мы веруем, и Матерь Божия Дева вся была облита святостью нашедшего на Нее Святого Духа, и таким образом прияла живого Бога – Слово в Свои девственные и благоуханные чертоги.

Но перейдем, возлюбленные, к главному предмету слова. Весьма прилично в настоящем собрании нашем, возлюбленнейшие, почтить Божественные таинства, и размыслить о том, что в Божественных Писаниях предвозвещено о Деве, преестественно и вместе богоприлично носящей в непорочных объятиях Своих Носящего всяческая глаголом (Евр. 1:3), – о старце священнике, с усердием приходящем принять ожиданного Первосвященника и Господа, и о престарелой Пророчице, приемлющей Предвозвещенного Пророками. Надобно было, чтобы Искупителя мужеского пола и женского и сретили начатки, по благочестию, того и другого пола, и в своем лице предызобразили святых поклонников также того и другого пола, как на это намекнул и патриарх Исаак, когда, передавая благословения сыну своему, патриарху Иакову, восторгшись к созерцанию будущего, сказал ему: и поклонятся тебе сынове отца твоего (Быт. 27:29). Говоря сие, праведник знал, что весь род его заключается только в двоих: это видно из самой связи его слов. Ибо слова: поклонятся тебе сынове отца твоего, он произнес после того, как, перейдя от плотского Иакова к духовному, сказал: буди господин брату твоему; и Исаву он сказал: господина его (Иакова) сотворих тебе, и всю братию его сотворих рабы ему: meбе же что сотворю, чадо (Быт. 27:37)? Но это был весьма таинственный намек на иного некоего Отца, на множество сынов и на Покланяемого из них; и просвещенные ведением Божественных таин, Иоанн и Павел, прилагают сие к Богу, ибо первый говорит: елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Иoaн. 1:12, 13); и последний возвещает: noнeже есте сынове, посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва, Отче (Гал. 4:6).

Видите ли, возлюбленнейшие, как очевидно согласны Ветхий и Новый Завет? Но усматриваете ли и сколь велика к нам любовь благого Господа? Он удостоил назвать нас братиями, и соделать сынами естественного Отца Своего, не по равночестию, как некоторые неразумно думали: прочь их велеречие! – ибо они не знали древле сказанного Им у Исаии: велие ти есть, еже назватися тебе рабом Моим (Ис. 49:6); но по участию в достоинстве и в соделанном Им приведении (нас) к Отцу. Ибо кто уподобится Господеви в сынех Божиих (Псал. 88:8)? – говорит богодухновенное Писание. Поскольку Христос не есть простой человек, так чтобы подобное Ему во всей полноте было Ему подобно, то посему хотя Он и удостоил нас быть Ему подобными по плотскому сродству (Его) с нами, тем не менее мы так пред Ним малы, что не смеем взирать на Него и трепещем пред Ним, потому что Он в тоже время есть наш естественный и самовластный Господь. Между тем некоторые не разумеюще, ни яже глаголют, ни о нихже утверждают (1Тим. 1:7), говорят, что Господь и Спаситель Сам сравнял Себя с людьми, представляя в доказательства отзыв Господа об Иоанне Крестителе, о котором Он засвидетельствовал, что не воста в рожденных женами болий Иоанна: мний же во царствии небеснем, болий его есть (Матф. 11:11); и не понимают сии мудрецы, что, находя сие мнение согласным с образом своих мыслей, они представляют оное себе на посрамление. И подлинно, Господь сказал, что нет более Иоанна между Пророками, как свидетельствует Лука (Лук. 7:28), следовательно, Он сравнивал Иоанна не с Собою, а с Пророками, и именно бывшими прежде него, как увидевшего то, что они предсказали. Ибо о Себе Он говорил: аще Аз свидетельствую о Мне, свидетельство Мое несть истинно (Ин. 5:31). Слова же: мний во царствии небеснем, болий его есть, указывают на соименного ему (Крестителю) Евангелиста Иоанна, названного от Спасителя сыном громовым, как более всех богословствовавшего в Евангельской проповеди, которая прилично названа, от Самого Господа и Владыки царства, царством небесным, поскольку руководствует к оному последующих eй: ибо Он сказал: ходяще проповедуйте, яко приближися царствие небесное (Матф. 10:7). Кроме сего, их опровергает и предречение о сем Пророка Давида: Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит (Псал. 81:1); здесь Христос, истинный Бог и Господь по естеству, представляется стоящим посреди святых Своих учеников, рассуждающим о Крестителе, и сравнивающим его как с древнейшими Пророками, так и с юнейшим Иоанном (Богословом), проповедником вечного живота. Да не соблазнится кто-либо, слыша, что Бог называет (тварей) богами, как написано: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Псал. 81:6). Писание, именуя (людей) богами, не сравнивает истинного Бога с теми, которые (сами по себе) суть ничто, но называет (людей) сынами Божиими и богами потолику, поколику (люди), как говорит Павел, водятся Духом Божиим (Римл. 8:14). – Итак, Христос, Господь наш, превосходит всех не только как Бог, но и как человек, – почему и написано: несть подобен Тебе в бозех, Господи (Псал. 85:8). Ибо как можно сравнивать рожденное от брака с рожденным от Девы? И как простой человек, хотя бы даже он за свою добродетель и был назван богом, как Моисей (Исх. 7:2), может равняться с истинным Богом, по человеколюбию неизменно воплотившимся? – что самое Он и внушает нам, когда говорит чрез Пророка: якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших (Ис. 55:9). Кроме же сего, главным подтверждением сказанного служит свидетельство самого Крестителя о Спасителе, говорившего: несмъ достоин преклонся разрешити ремень сапог Его (Марк. 1:7); ибо от исполнения Его мы вси прияхом (Ин. 1:16). Итак, когда и Пророк Давид и сам Иоанн засвидетельствовали о несравнимом Божественном величии Христа: то кто будет столько бессмыслен, что пойдет против очевидности, и Того, Который, как самовластный Царь, дает нам жить в Его царстве будет равнять, и почитать за одно, с теми, которые такую милость от Него получают? Впрочем, напоминаю вам, христиане, разуметь сие о том (во Христе), что превыше всего и невыразимо. Ибо не просла- вися прославленное в части сей, за превосходящую славу, говорит Писание (2Кор. 3:10); и Сам Он сказал: аще Аз славлюся Сам, слава Моя ничесоже есть (Ин. 8:54).

Но для убеждения здравомыслящих довольно сказанного, потому что мера во всем есть дело прекрасное. Возвратимся к предложенному предмету, чтобы прославить духовное благочестие и богословие праведных Симеона и .Анны, и лучше исследовать то, как старец распростер объятия свои для принятия Того, Которому престол – небо, а подножие – земля, и как старица изъяснила пророчество о Нем чающим избавление. Какие чудеса! Моисей на Синае был объят ужасом, и к Глаголавшему приступил со страхом и трепетом: а Симеон приступает к Тому же, с Кем тот (Моисей) беседовал, со священным дерзновением и безбоязненностью, и Седящаго на престоле Херувимском приемлет на свои руки и носит в старческих объятиях, воспевая Ему торжественную песнь: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Tвое, еже вси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля (Лук. 2:29–32). Прекрасно выразился духовный муж, напомнив о духовном свете мира. Ибо седящии во тьме и сени смертней (Ис. 9:2) имели нужду в двенадцатичасовом и ясном дне, поскольку диавольская тьма омрачила и разогнала род человеческий, и, соделав его чрез преступление виновным, удалила от Создателя. Посему наступивший светлый день, чтобы, добровольно чрез греховное обольщение рассеявшихся, по милосердию опять заставить добровольно возвратиться к добру, разослал, как свет солнца свои лучи, двенадцать Апостолов в концы вселенной. В сем-то смысле о Спасителе и Апостолах говорит Пророк Аввакум: всядеши на кони Твоя, и яждение Твое – спасение (Аввак. 3:8), – и в другом месте: навел еси на море кони Твоя, смущающия воды многи (3:15). Иудейское сонмище, негодуя на Апостолов в Фессалониках, вопияло: иже развратиша вселенную, сии и зде приидоша.... и сии вcu противно велением Кесаревым творят, царя глаголюще иного быти, Иисуса (Деян. 17:6, 7). И это дело не необыкновенное для неистовых Иудеев: ибо они всегда злоумышляли против Святых. Так, они самого Моисея, за них молившегося, поносили, как неприятеля; и Аарона принудили они сделать тельца; а Иеремию бросили в ров тинный. И теперь, ярясь против Апостолов, называют их возмутителями, мятежниками против Кесаря. Но почто претыкаетесь вы, Иудеи, о спасительное? Почто возбуждаете народ против благодетелей? Доколе вам уподобляться темной ночи? – как написано: нощи уподобих день mвoй... и еще: и ты, столпе мгляный (Мих. 4:8)! Благочестивые справедливо проповедуют Иисуса Царем, не силою получившим царство, но по естеству имеющим оное: ибо Им царие царствуют и властители держат землю (Притч. 8:15, 16). Скажите же мне вы, порицатели истины: какими образом Иисус воцарился? как выступил Он на войну против тирана? как опустошил его владычество? как низложил крепкого против нас? как расхитил его сосуды, т. е. нас, которых тот употреблял на всякое непотребство? какое у Него – вооружение? Но для враждующих против Христа, и отвращающихся от жизни несносно даже выговорить слово о новом чуде: ибо знают, что оно обратится им в укоризну. У людей, для зашищения и охранения плотской слабости и немощи, устроено различное всякого рода оружие из железа; но сильному Царю и Богу Иисусу не прилично было бы иметь такое же оружие, какое – у людей. Напротив, Он, сокрыв собственную Свою силу под немощнейшею снаружи плотью, выступает на брань, облекшись, по Писанию, в броню правды, в шлем нелицеприятного суда, в щит непреоборимой святости, и тем самым, что, по причине плоти, казался противникам уже уловленным, восторжествовал над теми, которые хотели удержать Его, как над слабыми и бессильными.

Таково, Иудеи, вооружение Царя нашего, Христа, хотя вы сокрываете то, что служит к вашему обличению. Но и ниспровержителями заблуждения по вселенной разослал Он вождей безоружных, не свирепых и кровопролитных, а единственно проповедью благочестия низлагающих всякую высоту, возвышающуюся против познания Божия (2Кор. 10:5), и, напротив того, весь род человеческий просвещающих, как говорит Пророк: во свете стрелы Твоя пойдут, в блистании молний оружий Твоих (Аввак. 3:11). Посему и божественнейший Апостол пишет: оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом на paзopeние твердем: помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово (2Кор. 10:4, 5). О, чудо! О, неизреченная и достопокланяемая благость! О, Божественная и несказанная к нам любовь Господа! Самым законным порядком, а не насильственным принуждением, устрояет Он спасение тех, коих отторг от жизни тать рода нашего посредством словесного убеждения, и возвращает их к жизни, которой лишился первосозданый. Просветившись познанием, оплевав и отвергнув обольщение ненавистного зложелателя, и признав одно полезное правило – ничего не предпочитать благочестию, они нечувствительно отступили от еллинского баснословного суеверия, которое полагает надежду в мертвых мерзостях, удалились от иудейского безумия, которое не признает истинного и яснейшего образа присно живого и неподвижного существа Божия, – Ипостасное Слово и истинного Сына, и получили правильное и твердое познание об истинном Боге, чтобы исповедовать живого Бога, Который открыл нам нераздельную Свою Троицу в живом Боге, во всеблагом Сыне, и Божественном и единосущном Духе, представил нам, в засвидетельствованном от Себя единосущном и неизменяемом Сыне Своем, проявление Отчей сокровенности, и показал нам Иисуса Христа Господа нашего, во исполнение всякого Божественного пророчества, совершенным как в Божестве, так и в человечестве, и покланяемым от Ангелов на земле, как и на небесах, по свидетельству того, который сказал: егда же вводит первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии (Псал. 96:7; Евр. 1:6); – да поклонятся, то есть, те, которые были первые при яслях, потом Симеон и Анна в храме, далее волхвы в Вифлееме, и наконец те, кои усыновлены по вceй вселенной, по предсказанию Исаака об Иакове (Быт. 27:26), и о коих говорит Апостол Павел: прияхом духа сыноположения, о немже вопием: Авва Отче (Римл. 8:15).

Что же – на сии события Божественная и всепетая девствующая Матерь? Удивлялась, как должно, сказанному, но вместе со всем прежним слагала и сие в сердце. Симеон присовокупляет Ей такое предвещание: „о, убеленная и невинная голубица! о, святая скиния надежды нашей, в которой утверждается вся святыня и великолепие (Псал. 95:6)! Сей, Которого Ты неизреченно родила, Сей лежит на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления“ (Лук. 2:34, 35). Почто же ты, старец, с веселым мешаешь печальное? Доселе говорил ты о свете и славе, а теперь возвещаешь о падении, и предсказываешь оружие для Зачавшей? „Да, говорит, все будет в свое время: падение – для неверующих, восстание – для верующих, а знамение пререкаемо, когда во вселенной люди будут требовать доказательств и чудес; и для души Девы будет иногда мучение от различных, входящих и исходящих, помышлений. Ибо дело будет идти не о чем-либо ничтожном, а о Боге, о перемене нравов и законов, об изменении людей, о соединении народов, о согласии язычников, о совокуплении языков, о нераздельном Богослужении, о низложении мучителя; как же все это сделается без пререканий? – Поэтому одни будут падать, а другие восставать; одни – до смерти убиваться, а другие оживать; одни – пререкать новости знамения, а другие – падать пред действительною Его (Христовою) силой. И предсказания праведника весьма ясны, и подтвердились самым делом. Это видно, во-первых, на благочестивых наших учителях; а как? – послушай. Павел по неведению сперва не веровал; но, наконец, познав силу Христову, откровенно проповедал: несмь достоин нарещися апостол, зaнe гоних церковь Христову (1Кор. 15:9). Также и Фома сомневался; но, осязав Пострадавшего, исповедал Его своим Господом и Богом (Ин. 20:25). Неверовали некогда и сыновья Иосифа, как свидетельствует Евангелист; но, познав истину из опыта, Иаков и Иуда всему миру написали, что они – рабы Бога и Господа Иисуса Христа (Иак. 1:1; Иуд. 1), сообщниками коих да соделаемся и мы все, благодатью избравшего их в Апостолы Иисуса Христа, Господа и Бога нашего, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава и честь и поклонение, как было от начала, так – и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь119.

* * *

119

Biblioth. veter. раtr... еd. Gailand. Wenet. 1773, tоm. IX, раg. 459–488; ср. Вiblioth. раtr. Соncionat. tоm. VI, р.р. 208–297; „Христианское Чтение“ 1841 г., 1 ч., стран. 226–251.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle