Речь к воспитанникам Тверской семинарии25 по приобщении св. тайн; говорена в Тверской Борисоглебской церкви 24 Февраля 1846 г.
Святой песнопевец скинии приходил в неизъяснимый восторг, зря духом человека, по-видимому, умаленного и уничиженного до насекомого, между тем возвышенного и возвеличенного творческой щедротой над всеми делами рук Вседержителя. И духом, и телом пел он благодарную песнь хвалы чудному имени Иеговы за то, что человека – венец всех тварей, венчал Он такой славой и честью, что малым чим умалил его от Ангел.
Что же подумал бы вдохновенный певец Сиона, когда бы увидел, что мы, в настоящую минуту, не только не умалены против бесплотного естества Херувимов и Серафимов, но и превознесены до причастия естества Божеского, до приобщения тела и крови самого Сына Божия. Да! Молниеносные сгорают от лица Его, и вот, мы – бедная персть – не только откровенным лицом приступаем к Нему, но и дерзаем Того ясти. О, какой гимн, какой псалом благохваления и славословия взыграла бы перед Богом Спасителем своим и нашим святая душа Царепророка, при виде столь изумительного таинства!
Когда святому Павлу надобно было изобразить, перед христианами церкви Коринфской, ту благодатную высоту, на которую Дух Божий вознес их, яко уверовавших во Христа: то он ничего не нашел сказать им более, как только то, что, сделавшись сынами света и благодати, они сделались и жилищем Бога живого: вы есте церкве Бога жива (2Кор. 6:16); о вас сказано у Пророка: вселюся в них и похожду и буду им Бог и тии будут мне людие (Лев. 26:12). Но если когда и к кому, то в эту блаженную минуту, ко всем нам гораздо полнее и как бы собственнее может быть приложено слово Апостола. В настоящую минуту, подлинно, все мы – церкве Бога жива, все мы – храм духовен, род избран, царское священие, люди обновления (2Кор. 6:16; 1Петр. 2:5,9). В настоящую минуту, все мы освящены силой благодати, воссоединившей нас с нашим Спасителем.
Может ли же для души верующей и уже вкусившей яко благ Господь, может ли быть что выше и вожделеннее, как такое состояние освящения и воссоединения со Христом, в котором одном наша сила и слава, наши живот и блаженство? Соединившись с Ним, нашим Господом таинственно, но так тесно и неразрывно, что Он в нас, а мы в Нем, мы как бы перестаем уже быть членами Церкви долу сущей, и принадлежим, по крайней мере, в этот момент, более к церкви первородных на небесех живущей. Присносущный свет божества ныне, вещественнее проник наши очи, наши души, наши сердца и утробы, нежели сердца и очи святых Апостолов на Фаворе. Но потому самому, что мы теперь стоим на такой высоте благодати, упиваясь сладостью от тука дома Божия, и сознанием, что с нами и в нас Господь славы, потому самому да не смежим, братия, очей наших, подобно ученикам Фаворским. Помните слово Пророка: есть мрежи и на высотах Итаврийских (Ос. 5:1), точно также, как и в долинах Самарийских. Помните, что эта самая высота благодатного состояния требует от вас сугубого бодрствования и полного духовного трезвления, чтобы не пасть долу.
Вы приняли в себя святейшую Евхаристию, умейте же сохранить в себе эту неизреченную тайну в чистоте боголепной. Я не говорю, чтобы вам, при содействии сего божественного дара, восстановить себя всецело и утвердиться непоколебимо и навсегда в состоянии святости и правды; знаю, что такое состояние есть удел обновленного неба, а не этой растленной земли; знаю, что там, за пределами земли и времени, когда мы истее причастимся пашей пасхи – Христа, Сам Бог даст нам блаженную невозможность оскорблять Его величество нашими неправдами. Но я хочу сказать, что, приняв святые и животворящие тайны Христовы, вы неотменно должны усугубить, сколько возможно, ваше внимание к своему поведению. Спасительный страх Божий, отрезвляя ваш ум, вашу волю и ваше сердце, пусть предизмеряет и все ваши шаги на обновленной стезе жизни, чтобы не преткнуться, а тем паче, не обратиться вспять, к прежним греховным наклонностям и привычкам «Отшед от алтаря святого, говорит св. Златоуст при подобном случае: противопоставь соблазнам чувств, более (чем когда-либо) твердости, а опасностям, – бдения и осторожности; удаляйся от всех предметов и лиц, некогда прельщавших твое сердце; находи удовольствие в занятиях святых и в исправлении твоих обязанностей».
Братия, слова Богопрославленного витии объемлют собой все, о чем бы я мог и хотел сказать вам еще, и потому, заключая мое приветствие, прибавлю только одно: если вы хотите сохранить в себе навсегда принятую вами часть Господню, если для вас вожделенно удержать себя на той духовной высоте, на которую поставлены вы принятой вами святыней: то, усилив внимание к себе самим и умножив духовное бодрствование над движениями мысли и чувства, умножьте и ваши воздыхания и молитвы к Сладчайшему Господу Иисусу, чтобы Он, Святейший, благоволив внити под кров душ наших, умножил в вас силу благодати Своей, Сам предохраняя вас от соблазнов и преткновений, и Сам же поддерживая и возгнетая, по временам, в духе вашем благодатный огнь стремления и любви ко всему, что истинно и честно, праведно и свято. Тогда принятый вами дар небесный сохранится в вас и сохранит вас во веки.
* * *
В бытность там ректором семинарии.