XII. Слово в день Святителя Николая Чудотворца20
Жизнь св. Николая, как пример твёрдой веры в Бога, глубокого самоотвержения и беспредельной любви к ближним и милосердия к страждущим
Память Святителя и Чудотворца Николая совершаем, братья; он был великий угодник Божий; вспомянем его святую жизнь и поищем в ней уроков для своей жизни.
Святитель Христов Николай родился в Лиκийском городе Патар, в Малой Азии, в конце 3-го века, от православных и благочестивых родителей – богатых и знатных. За их благочестие Господь наградил их добрым сыном. С самого младенчества благодать Божья стала являть на нём свои особенные знамения и обнаруживать в нем задатки ко всему доброму. С возрастом же всё более и более св. Николай показывал в себе наклонность к строгому воздержанию, к благочестивой и уединённой жизни. Проникнутый верой в Бога и воспитанный в страхе Божьем, он всегда удалялся от мирских удовольствий, любил бывать в храме Божьем: а потом и совершенно удалился от мира и принял иноческий чин. По кончине родителей своих св. Николай раздал богатое своё наследство бедным и, горя любовью к Богу, путешествовал на поклонение святым местам в Палестину. Возвратясь из путешествия, избегая морской молвы, он тайно поселился в Сионском монастыре в городе Патаре. Здесь он предался строжайшему уединению и молитве, и за благочестивую жизнь возведён был в сан пресвитера. С течением времени, по смерти Иоанна, Архиепископа патарского, неведомый никем в новом жилище, св. Николай за своё великое благочестие самим Богом, по особенному откровению, возведён был из пресвитера в сан архиепископа Мир-Ликийского. Будучи архиепископом Мир-Ликийской церкви, он служил для своей паствы примером всего доброго. Одежды его были всегда просты, пища постническая, которую он вкушал однажды в день в малом количестве, и то вечером. Весь день он проводил в молитве и трудах; двери дома его были открыты всем; дела благотворения его простирались до того, что он у себя ничего не имел; за веру Христову и за защиту православной церкви (при императоре Диоклетиане) он подвергался темничному заключению, а на первом вселенском соборе пламенную ревность свою по вере против еретика Ария он засвидетельствовал не только словом, но и делом. За такую святую жизнь ещё при жизни святитель Христов Николай сподобился дара чудотворения. Он скончался в глубокой старости. Нетленные мощи его сейчас по смерти стали источать исцеления страждущим. Как готовый и скорый помощник всякому во всякой нужде, заслуживший великую милость у Бога, святитель Христов Николай прославился великими и бесчисленными чудесами и получил название Чудотворца.
Вот, в кратких словах жизнь и деятельность празднуемого ныне святителя Христова Николая Чудотворца! Вся она, от начала до конца, служит непрерывным уроком для жизни каждого христианина, но, кроме того, в ней есть особенные черты, на которые благовременно ныне обратить наше внимание. Эти черты: глубокая вера святителя в Бога, вера живая, пламенная, вследствие которой он всю жизнь свою посвятил Богу, которую он обнаруживал с такой ревностью, особенно в борьбе с еретиками, за которую он назван правилом веры. Другая черта жизни празднуемого святителя есть его самоотвержение, объемлющее собой и его смирение, которым он, по слову Церкви, стяжал себе высокая, и его нестяжательность, или полную нищету, которой он стяжал себе богатая, и его воздержание, которого он явился учителем. Третье свойство жизни святителя Николая было – его любовь к ближним, по которой он совершил столько дел милосердия, что ещё при жизни заслужил имя отца сирых, утешителя страждущих, помощника беспомощных, защитника гонимых. Вот отличительные черты жизни святителя Николая!
Вера в Бога, которая руководила всей жизнью святителя Николая, необходима, братья, и для нас. Вера есть первое условия для нашего спасения; она лежит в основании жизни семейной и общественной. Так, только по вере мы возрождаемся и оправдываемся в таинстве крещения и становимся сынами Церкви – христианами; по вере мы приемлем, в таинстве миропомазания, Божественные силы творить добрые дела и благоугождать Богу. Чрез веру мы получаем прощение грехов – в таинстве покаяния, и тесно соединяемся с Господом нашим Иисусом Христом – в таинстве причащения. Без веры же мы не можем приступить ни к одному из спасительных таинств и воспользоваться его плодами; не можем ни обновиться, ни оправдаться, ни освятиться; следовательно, без веры мы не можем спастись. В жизни семейной на вере основываются супружеские узы, потому что Господь Иисус Христос сказал: еже Бог сочета, человек да не разлучает (Мф. 19:6); на вере же основывается почитание детьми своих родителей: чти отца твоего и матерь твою, сказал Господь Бог, да благо ти будешь и да долголетен будеши на земли.... (Исх. 20:12) В каком семействе есть вера, там водворяется благочестие, внутренний мир, спокойствия совести, чистота жизни; там умеют переносить, с преданностью воле Божьей, самые невзгоды житейские. В жизни гражданской вера убеждает нас в тех коренных истинах, на которых утверждается существование всякого государства, и без которых никакое гражданское устройство не может быть крепко и благонадёжно. Вера говорит нам, что цари – суть помазанники Божьи, что всякая власть – от Бога, что от Него каждому из нас предназначается определённое служение в обществе и что все мы обязаны с полным усердием трудиться каждый на своём месте. Отнимите все эти верования у членов общества, и вы лишите их самого прочного основания в быту гражданском. Откуда они будут почерпать силы и готовность на все пожертвования для блага общества? В чём будут искать успокоение и отрады для души своей среди трудных обстоятельств своего служения? Где обретут себе твёрдые опоры среди бурь и треволнений политических? Только в вере в Бога! История показывает нам, что где вкрадывалось неверие, там являлись распущенность нравов, произвол, беспорядки и революции. Говоря о вере в Бога, как необходимом условии для благосостояния общества, мы невольно вспоминаем настоящие политические события. За единоверных братьев мы ведём войну21; с напряжённым вниманием следим за военными событиями; позволяем себе судить о тех или других явлениях на поле брани, об успехах или неудачах. Но не забудем, братья, и того, что вера в Бога, как единого помощника, есть главный оплот наш. Глубоко сознает это наша Церковь: она ежедневно с коленопреклонением просит Господа Бога о помощи на поле брани; но присоединяем ли мы как должно наши души и сердца к молитвам Церкви, и глубока ли наша вера в Бога? Об этом необходимо хорошо подумать каждому из нас....
Вера в Бога рождает другие добродетели, столь необходимые в жизни христианской и общественной. Глубокая вера в Бога у святителя Николая Чудотворца родила самоотвержение. Мы видели, что вся жизнь святителя Николая была непрерывным подвигом самоотвержения. Оставив для себя только заботу о спасении души своей, всё же прочее: богатство, почести, духовные свои дарования, он посвятил на служение Богу и ближним. И жизнь каждого христианина, по самому своему званию, обречена, в большей или меньшей мере, на самоотвержение. Каждому христианину, как воину Христову, предлежит вести непрерывную брань со врагами нашего спасения: плотью, т. е. со всеми худыми наклонностями, привычками, пороками и страстями, столь присущими нашей природе; с миром, т. е. со всеми греховными удовольствиями и соблазнами, приходящими к нам от предметов и людей, находящихся в сем греховном мире; и с дьяволом, т. е. с многоразличными кознями и обольщениями, которыми он через нас самих, и через окружающее нас, постоянно, и так искусно, старается возбуждать в нас, по слову Писания, троякую похоть плоти, очей и гордость житейскую (Ин. 2:16), так обильно порождающую в нас грехи (Иак. 1:15). Тот только не знает трудности борьбы с этими нашими врагами, кто не старается располагать жизнь свою, как требует того звание христианина. Попробуйте, например, исполнить по-видимому лёгкую обязанность христианина – не осуждать других, и вы увидите, что это нелегко. Кто хоть сколько-нибудь знаком с этой трудностью, тот знает, что для христианина в деле спасения души необходимо самоотвержение. Но от христианского самоотвержения мысль наша, под влиянием совершающихся политических событий, невольно переносится к самоотвержению гражданскому. Для блага общественного оно столько же необходимо, сколько и для жизни христианской. К чему обязан каждый человек, как член общества?... Повиноваться беспрекословно отечественным властям и законам; быть вполне верным своему званию, как бы оно не было малозначительно, по сравнению с другими, и многотрудно, трудиться столько же для себя, сколько и для ближних, и посвящать все свои способности и силы для блага общего, быть готовым, в случае нужды, жертвовать для общего блага всем достоянием и даже жизнью. Во всех этих случаях требуется самоотвержение. И чем глубже, полнее и совершеннее будет самоотвержение того или другого члена общества, тем способнее он окажется к исполнению всех своих обязанностей, возлагаемых на него отечественными законами; тем с большим усердием, с большей пользой он будет подвизаться для блага своего отечества. Без самоотвержения же человек всегда и везде ненадёжный, если даже не вредный. Если когда, то особенно в настоящее время, требуется от нас, как членов государства, самоотвержение. Война всегда и везде была и есть дело общественное; не сражающиеся только должны приносить в жертву войны самих себя, но и наслаждающиеся мирной жизнью, только – другим способом. У нас ныне дело идёт о свободе наших братьев славян, о правоте нашей веры, о славе нашего царя и о чести нашего отечества. Что же может быть важнее этих предметов? С примерным самоотвержением подвизаются на поле брани наши храбрые воины с иноверным врагом. Честь и слава им! Чем же мы можем выразить своё самопожертвование в общем деле отечества? Всем, не щадя жизни, если бы она и от нас потребовалась. Покажем своё самоотвержение служебной своей деятельностью на пользу настоящим нуждам отечества, возбуждением и поддержанием духа патриотизма среди русского народа, устройством и поддержанием благотворительных учреждений на пользу больных и раненых воинов и осиротевших семейств павших на войне, и собственными пожертвованиями. Этим мы исполним заповедь Христову о любви к ближнему. Празднуемый ныне святитель Христов Николай в этом отношении служит для нас особенным примером.
Вся жизнь святителя Николая проникнута была любовью к ближним, проявляющейся, преимущественно, в милосердии к бедными и страждущими. Такая любовь к ближнему и милосердие к страждущим необходимы, братья, каждому христианину. Велико значение любви к ближним в жизни христианской; в деле спасения без неё вера и самоотвержение недостаточны: первая без любви – мертва, второе – не имеет нравственного основания; аще имам веру, говорит апостол Павел, любве же не имам, ничтоже есмь; аще раздам вся имения и аще предам тело моё во еже сожещи к, любве же не имам, никая польза ми есть (1Кор. 13:2–3). Господь наш Иисус Христос любовь назвал отличительным признаком своих последователей: о сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собой (Ин.18:35). Такое значение любви к ближнему придано потому, что она есть основание всякой добродетели; любы долготерпит, говорит апостол Павел, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не своекорыстна, не раздражается, не мыслит зла, все терпит и пр. (1Кор. 13:4–7). При таких свойствах она имеет широкое приложение к делу, как в жизни частной, так и общественной. С такой любовью только, возможны все подвиги самоотвержения в том или другом; при ней всякое исполнение наших обязанностей бывает легко и приятно, а без оной – тяжело и неприятно. Особенный вид любви к ближним есть милосердие или сострадание к страждущим. Всегда в мире есть много страждущих, всегда в мире открыто широкое поле для дел милосердия, всегда есть алчущее и жаждущее, больные и нагие, странники и бездомные, которым мы должны помогать. Спаситель сказал: понеже сomвoриcте единому сих братий моих меньших, Мне сотвористе (Мф.25:40). Но в настоящее время у нас есть особенный предмет для нашего милосердия; есть люди, особенно заслуживающие нашего сострадания. Это – больные и раненые воины и осиротевшие от войны их семейства. Наш долг, как христиан и как соотечественников, помочь им – заплатить им за их жертвы. Правда, внимание всей России обращено на поле брани, пожертвования со всех сторон текут на военные нужды, и этим приносится мирными жителями, так сказать, выкуп за жертвы, приносимые на войне. Но нельзя сказать, чтобы пожертвования эти текли широкой рекой, чтобы в них отражался дух нашего патриотизма до самоотвержения. С течением же времени, как будто делается заметным даже некое охлаждение. И в самых пожертвованиях замечается иногда не бескорыстное делание добра, а щекотливое честолюбие и эгоизм, приравнивание своих пожертвований к другим, уклонение, отговорки и житейские расчёты, благовидно прикрывающие иногда нашу скупость. При этих, не совсем отрадных явлениях, если принять во внимание, что военное дело едва ли преполовинилось, рождается сомнение – достанет ли у нас нашего усердия до окончания войны. Дай Бог!... Дело войны от начала до конца есть дело каждого соотечественника. Наш долг, братья, поддерживать в себе дух милосердия и сострадания к нашим храбрым защитникам веры, царя и отечества, и к их семействам – до самого окончания войны; в своих пожертвованиях не будем ослабевать, а напротив, с увеличением нужд военных будем увеличивать оные до отказа себе не только в излишнем, но и в менее необходимом. Для святого дела войны можно, хоть на время, отказать себе в увеселениях, сократить расходы в столе, одежде и других удобствах жизни. При таких условиях мы свято исполним долг патриотизма и заповедь Христову о любви к ближним.
Празднуемый святитель Христов Николай Чудотворец своей жизнью и деятельностью подал нам пример твёрдой веры в Бога, глубокого самоотвержения и беспредельной любви к ближним и милосердия к страждущим. Эти свойства необходимы для нас во всякое время, а особенно, ныне: если отечество наше крепко будет верой в Бога, а сыны его проникнуты будут самоотвержением, служением на пользу его, единодушием и взаимной любовью между собой и милосердием к страждущим; то оно будет всегда могущественно и непобедимо для внешних врагов наших. Аминь.
* * *
Произнесено в Симферопольском Кафедральном Соборе в 1877 году, 6 декабря.
войну с Турцией за славян.