XIII. Слово в неделю св. Жён Мироносиц22
Долг христианина – подражать высокому примеру св. лиц, воспоминаемых в эту неделю
В эту неделю православная церковь наша воспоминает и прославляет тех св. лиц, которые оказали особенное усердие и любовь к Господу Иисусу Христу при Его смерти и погребении. Эти лица – благообразный Иосиф, Никодим и св. жены Мироносицы.
Благообразный Иосиф, родом из Аримафеи, был почтенный член высшего иудейского судилища – синедриона, чудный советник, человек богатый, но добродетельный: ожидал царствия Божия и, чтобы избежать опасности со стороны евреев, был тайным учеником Иисуса Христа. Но прославился он не столько этими добродетелями, сколько той живой верой, которую он обнаружил к Спасителю уже умершему. Когда Спаситель вознесён был на крест, и когда затем Он предал дух Свой Богу Отцу – все, даже близкие и родные Его, кроме Пресвятой Девы и Иоанна Богослова – ученика Его, объятые страхом, оставили Его и только издали смотрели на бездыханное тело Его, висевшее на кресте. В это-то время Иосиф Аримафейский, движимый необыкновенной любовью к Божественному своему Учителю, перестаёт скрывать то, что он был учеником Его, пренебрегает все страхи и мнение людское, и идёт открыто к Пилату просить позволения похоронить умершего Спасителя. Позволение последовало, и он снял тело Спасителя со креста, обвил Его чистой плащаницей и положил в новом каменном гробе, приготовленном для себя в своём саду. При жизни Спасителя Иосиф не открывал пламенной любви к Нему, потому что Он встречал такую любовь от многих за свои славные дела; но когда слава Спасителя на время скрылась под узами смерти, а любовь и вера в Него у многих поколебалась и ослабела, – Иосиф не мог отнестись к такому печальному явлению равнодушно: любовь и вера в Спасителя, переполнившие Его душу, проторглись наружу, и он объявил себя последователем Спасителя не только перед народом, но и перед правительством, Такая любовь к Спасителю у Иосифа уже никогда не угасала. Церковное предание говорит, что ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не заставили Иосифа отречься от Христа. За такую любовь и преданность Иосифа Иисусу Христу церковь величает его благообразным и чудным.
Кто же был Никодим, которого церковь прославляет вместе с Иосифом? Это тот самый Никодим, который приходил к Иисусу Христу ночью и беседовал с Ним о тайнах царствия Божья. Подобно благообразному Иосифу и Никодим принадлежал к высшему иудейскому сословию, был начальником иудейским и принадлежал к секте фарисеев. Но, как свидетельствуют о нём его дела, он совершенно непохож был на прочих фарисеев – самохвалов, лицемеров и гордецов; он понимал несправедливость их учения и гнусность их поступков, – а потому искал истинного учения и жаждал добродетельной жизни, – и нашёл то и другое у Иисуса Христа. Страх со стороны евреев заставлял его до времени быть ночным учеником Иисуса Христа. Из ночных бесед Иисуса Христа с Никодимом нам известна из Евангелия только одна – о возрождении, т. е. о необходимости таинства крещения для спасения человека. Но эта беседа достаточно свидетельствует о всей нравственной его жизни, о непреодолимом его желании получить Царство Небесное. Когда Иисус Христос на вопрос Никодима – что нужно делать для получения царства небесного – ответил: нужно родиться свыше, Никодим не понял слов Спасителя и, будучи преклонных лет, с недоумением спросил: как может родиться человек, будучи стар, разве он может во второй раз войти во чрево матери и родиться? Но Спаситель поспешил разрешить его недоумение: нужно родиться не плотно, а духовно – водой и духом, т. е. креститься; а это рождение доступно и ему. Последствия, действительно, показали, что Никодим в самом деле возродился, несмотря на то, что был стар. Беседы Спасителя согрели его сердце, и он сделался не только тайным, но и явным последователем Иисуса Христа, и при том горячо преданным Господу не при жизни Его только, но и после смерти Его. Мы видим Никодима, вместе с Иосифом стоящим при кресте Спасителя, снимающим Его тело со креста и погребающим Его в саду Иосифовом. А это такие поступки, которые ясно показывают самую твёрдую веру Никодима в Спасителя, при которой ему ничто не значила опасность, угрожавшая со стороны еврейского народа. И о Никодиме известно, что он не избег гонений; и за имя Христово скоро был выгнан из сонмища иудейского.
Но кроме Иосифа и Никодима принесли должную дань любви Спасителю при Его смерти и погребении и некоторые благочестивые жены. Эти жены известны в нашей церкви под именем Мироносиц. Их услуга Спасителю едва ли не превышала услуги упомянутых мужей: церковь, прославляя Иосифа и Никодима, в то же время особенно прославляет св. жён Мироносиц, – так что целой седмице дала название недели св. жён Мироносиц. Кто же они были и чем угодили Господу?
Евангелие не показывает нам, сколько было св. жён Мироносиц и кто они были, а именует только некоторых из них; но видно, что их было немало. Все они, кроме естественного влечения, которым исполнялось всякое доброе сердце к такому благодетелю, каким был на земле Иисус Христос, связаны были с Ним или узами плотского родства – каковы Саломея, Мария Клеопова; или узами неизменной благодарности к Нему за Его благодеяния- каковы были Марфа и Мария – сестры Лазаря и, особенно, те жёны, которые исцелены были Господом- Мария Магдалина, из которой Спаситель изгнал семь бесов, Иоанна – жена приставника Иродова, Сусанна, Александра, Руфа. Все они возлюбили Господа самой пламенной любовью, служили Ему от имений своих: давали Ему приют в своих домах и сопровождали Его во время Его путешествий для проповеди. Но особенно они засвидетельствовали живую веру свою в Спасителя, пламенную любовь к Нему и неустрашимое мужество в последние часы земной жизни Спасителя, во время Его смерти, погребения и воскресения: мы видим их сопровождающими Спасителя на Голгофу. Когда Спаситель, осуждённый на смерть, нёс крест Свой на место казни и изнемогал под тяжестью креста, – кругом в народе изливалась одна ненависть, злоба и холодное равнодушие праздных зрителей по отношению к Нему. Кроме любимого ученика Его Иоанна, ни одного мужа не видно проливавшего слезу сожаления о невинном Страдальце; только у одних иерусалимских женщин сердца разрывались от печали и слезы катились ручьём от горького плача. И как утешительны были эти слезы для Спасителя! В этих слезах как бы блеснул для Него луч света среди тёмного царства человеческого; эти слезы были отрадным свидетельством для Спасителя ещё не вконец испорченной природы человеческой. Когда висел на кресте между небом и землёй великий Ходатай Бога и человеков, и когда душа Его искала у подножия креста близких Своих, чтобы утешиться их любовью и передать им Свои последние заветы и небесные благословения, – опять из небольшого числа верующих в Него те же жены: Матерь Его и сестры Матери Его – Мария Клеопова и Мария Магдалина; а из двенадцати преданных Ему учеников нашёлся только один, тот же Иоанн, которому Он мог поручить Свою Мать; прочие все разбежались из чувства самосохранения, страха ради иудейска. Любовь к Господу придала сим жёнам в это время такое мужество и твёрдость духа, которые могли бы сделать честь самым твёрдым мужам ... Вместе с Иосифом и Никодимом они участвуют в погребении Господа... Когда Спаситель был уже в гробе, в самый день воскресения Его, ещё очень рано к Его могиле среди ночного мрака бесстрашно идут крепкие любовью жены Мироносицы с дорогими ароматами, чтобы помазать пречистое тело Его. Наконец, когда Спаситель уже воскрес, мучимые неизвестностью, где девалось тело Его, они, с величайшим беспокойством и слезами, разыскивают Его. Вот примеры истинной любви к Спасителю!... За то эти же Мироносицы удостоились первые получить радостную весть о величайшем событии в мире воскресшего Спасителя; они же первые удостоились видеть воскресшего Господа. А эта награда воскресшего Господа за пламенную любовь ещё более привязала Мироносиц к Спасителю; они сделались потом из св. жён Мироносиц – ревностными проповедницами имени Христова, не щадившими никаких трудов и пренебрёгшими всеми опасностями. Одна из св. жён Мироносиц – Мария Магдалина, подобно апостолам, была в отдалённых странах востока и запада, и проповедала имя Иисуса Христа в Риме – самому Римскому императору – Тиберию.
Таковы были лица, послужившие Господу при Его смерти и погребении, и таковы были их дела, засвидетельствованные самой твёрдой верой в Него и самой горячей любовью к Нему!.. Не напрасно св. церковь сохранила нам прекрасные черты из жизни воспоминаемых нами лиц; не напрасно и мы представили здесь, в лице их, высокие примеры неизменной верности и постоянной преданности Господу; и не для одного знания, без приложения к жизни; одно знание мертво и бесполезно. Мы вспомянули о жизни и делах празднуемых ныне святых для того, чтобы лучше всмотреться в их жизнь и дела, и подражать им. Уже много св. мужей и жён в христианской церкви шли путём праведных Иосифа и Никодима и св. жен Мироносиц, и наследовали жизнь вечную. Отчего же нам не последовать им? .. Конечно, мы не можем, подобно Иосифу и Никодиму, снимать со креста пречистое тело Иисуса Христа и погребать Его; не можем, подобно жёнам Мироносицам, со слезами следовать по крестному пути Спасителя и мазать тело Его ароматами; это было раз только, и более никогда не будет. Но мы ежегодно воспоминаем страдания, смерть и погребение Спасителя, а воспоминая – бываем ли проникнуты теми чувствами любви и сострадания к страдавшему Спасителю, какими исполнено было сердце воспоминаемых нами лиц? Сознаем ли мы, что Его страдание есть наше избавление, что Его смерть есть наше воскресение, и остаёмся ли постоянно благодарными к Нему? Мы называемся последователями Иисуса Христа, т. е. христианами, но запечатлена ли бывает наша жизнь постоянной преданностью Иисусу Христу и приличной ей святостью; и если мы не отрекаемся от собственного нашего звания, то не стыдимся ли иногда делать то, чего требует от нас наше звание?... Вот вопросы, которые невольно знакомят нас с действительной нашей жизнью; а вникнув в них и сопоставив с нашим званием, невольно скажешь, что мы являемся иногда по отношению к Иисусу Христу не Никодимом и Иосифом, и жёнами Мироносицами, а распинателями Его...
Воспоминая и прославляя в неделю третью по Пасхе Иосифа и Никодима и св. жён Мироносиц, церковь, тем самым, представляет нравственный урок христианской жизни для людей, состоящих на общественном служении и заправляющих этой жизнью, и для лиц, вращающихся около домашнего очага и заправляющих семейной жизнью, одни словом – для мужей и жен.
Из двух элементов слагается наша жизнь, жизнь всякого общества и всякого государства; из жизни семейной и жизни общественной. В основании той и другой, для прочного её существования, должна лежать религия и нравственность; от упадка той и другой зависит упадок общества и семейства. История показала, что как скоро водворялся упадок религии и нравственности в каком-либо государстве, государство то приближалось к концу своего существования и падало. Частные случаи часто показывают, что причиной семейного расстройства служит тот же упадок нравственности и религии. Общественной жизнью заправляет мужчина; но он тогда может быть полезным членом общества, когда проникнут будет верой в Бога, любовью к ближним, святостью своего долга, страхом Божьим и ожиданием будущей жизни, как награды за настоящую. Церковь, представляя нам двух общественных деятелей – Иосифа и Никодима, говорит, что они были люди честные, правдивые, чудные советники и, что главнее всего, боявшиеся Бога и ожидающие царства небесного. Любовь к Богу и страх Божий они ни на что не могли променять и, когда пришло время, они пренебрегли все выгоды мирские и остались верными Богу. Кому и когда не нужны такие деятели!.. Такие деятели всегда были бы примерными начальниками, добрыми сослуживцами, великодушными помощниками, справедливыми, но в то же время милосердными и снисходительными судьями, полезными тружениками, чадолюбивыми и в страхе Божьем воспитывающими своих детей отцами, распорядительными хозяевами, верными мужьями, религиозными и благочестивыми. Вот чего требует от нас церковь, представляя высокие образцы нравственности в лицах благообразных Иосифа и Никодима!... А между тем, на самом деле у современных деятелей замечается гордость и утончённая политика перед равными, презрение и выходящее из честолюбия покровительство к низшим, унижение и лицемерие перед высшими, леность в труде, ослабление религиозного чувства, небрежение в молитве, неисполнение иногда самых первых и необходимых христианских обязанностей, пренебрежение или даже приятие их за неприличие, среди современных модных приёмов, обычаев, взглядов и т. п., распущенность в жизни, ослабление семейных связей, холодность к вере Христовой и отсутствие страха Божья. Вот свойства современных мужей, нынешних общественных деятелей, и если не во всяком из них соединяются все эти свойства, то во всяком можно найти одно, или несколько из этих свойств. И едва ли можно найти мужей настолько преданных Богу и своему званию, какими были Иосиф и Никодим, и другие св. мужи, подражавшие им.
Как для мужей Иосиф и Никодим служат высоким примером добродетельной жизни: так св. Мироносицы служат прекрасным примером благочестивой христианской жизни для жён. Своими примером они внушают такие свойства для женщины, при которых она вполне может выполнять своё высокое назначение, с должной честью проходить своё звание. Эти свойства: благочестие и страх Божий, преданность воле Божьей, терпение и мужество. А при этих свойствах женщина может быть достойной женой, истинной матерью и примерной хозяйкой. От женщины же это требуется настолько, насколько от мужчины требуется – быть полезным членом общества. Чтобы видеть это, нужно знать отношение общества к семейству. Семейство есть основание общества, его зерно или семя, из которого оно получает себе членов. И то только семейство хорошо, которое приготовляет хороших членов для общества. Но кто заправляет семейством? Женщина – мать, хозяйка дома. Мужчине, занятому внешними делами, некогда бывает сидеть дома, распоряжаться хозяйством, присматривать за детьми, воспитывать их: его дело добывать хлеб и пропитывать семейство; всё остальное, по большей мере, предоставляется хозяйке дома. Отсюда возникает великое значение женщины: она – полная распорядительница дома, от неё зависит такой или иной порядок в доме, такой или иной образ жизни; от неё зависит нравственное положение домашней прислуги. А главнее всего, она есть мать – воспитательница и учительница детей. У хорошей матери – добрые дети; у распорядительной хозяйки – порядок и аккуратность в доме; у благочестивой и добродетельной жены – благочестиво и добродетельно и всё семейство. Церковь, представляя нашему вниманию св. жён Мироносиц, желает от нас того, чтобы и нынешние жены сколько-нибудь уподоблялись им. А чем они могут уподобляться! Воспитанием в себе чувства религиозного, при котором бы жена – хозяйка могла поддержать во всём доме религию и нравственность; воспитанием детей опять же в духе благочестия, страхе Божьем; употреблением времени на дела полезные, а не суетные; умерением тех страстей, привычек в прихотей, который так нравятся женщинами и которые так неминуемо влекут за собой упадок нравственного чувства, скромности, справедливости, приучают их к роскоши, лени и др. неодобрительным состояниям и поступкам, которых требует, по словам нынешних модных людей, нынешний модный свет. И кто не видит и не знает того, что какого тона мать, жена или хозяйка дома, таковы и все лица, зависящие от неё. Говоря это, нам желалось бы, согласно внушению церкви, чтобы жена, соответственно своему назначению, соответственно своей природе, было первее всего истинная христианка, затем – верная жена, далее добрая мать, умеющая как следует воспитать детей и приготовить в них добрых христиан и полезных членов общества и, наконец, распорядительная и внушительная хозяйка. К сему должна быть направлена, главным образом, вся её жизнь и всё её образование. Что же касается общественного служения, то сие последнее не составляет главной цели и назначения женщины. Аминь.
* * *
Произнесено в семинарской церкви в 1878 г.