Источник

XIV. Слово в день Святителя Николая Чудотворца – 6-е декабря и в день годичного собрания Симферопольского Александро-Невского братства23

Жизнь святителя, как поучительный пример для христиан

Память Святителя и Чудотворца Николая совершаем, братья; он был великий угодник Божий. Жизнь его представляется весьма много поучительна для каждого из нас.

Примерны для нас были родители Святителя Христова – Николая Чудотворца; имена их – Феофан и Нона. Они были люди благородные, знатные и богатые; а знатность и богатство нередко порождают в этом грешном мире честолюбие, гордость, скупость или роскошь, чревоугодие и желание пожить в своё удовольствие. Но не таковы были родители угодника Божья Николая – это была благословенная чета, благочестиво пребывающая в законном супружестве, украшенная богоугодным житием, великими добродетелями, многими милостынями по отношению к бедным и любовью – по отношению к ближним, корень свят, как говорится в житие их, древо, насаждённое при источнике вод, давшее плод во время своё. И за такую то жизнь их Господь наградил их сыном Николаем, прославившим их своей жизнью и чудесами более их собственных добродетелей. Так над родителями святителя Христова Николая Чудотворца оправдалось то мнение, что у добрых родителей бывают хорошие дети.

Замечательно было младенчество и отрочество святителя Николая. Ещё будучи грудными младенцем, он обнаруживал чудные явления в своей жизни: во дни постные он воздерживался от молока матери и, такими образом, получил навыки к постничеству от пелён колыбели. Когда же наступило время обучать его, святой Николай, при быстром уме и при помощи Божией, в короткое время основательно изучил всю книжную премудрость и св. Писание; при этом он постоянно посещал храм Божий, дни и ночи проводил в чтении божественных книг и в молитвах. Таким строго христианским образом жизни и в такие ранние лета св. Николай удивлял всех. В нынешнее время, пожалуй, многие не поверят такими необычайными явлениям. Но благодать Божия обнаруживает иногда необычайные действия над теми лицами, которые, по изволению Божью, назначаются для особенных целей. Таков именно был святитель Христов – Николай. Его младенчество и отрочество ясно показывают нам, что он был особенным даром Божиим его родителям за их добродетели.

Святитель Христов Николай в юношеском возрасте, в нравственном отношении был уже зрелым мужем: «и не бо в нём нимало юностных нравов, но старого мужа обычаи, чего ради всем бысть честен и дивен,» говорится в его житие. Своей мудростью, образованием и добродетельной жизнью он так прославился, что местный Патарский епископ, по имени тоже Николай, предложил его родителями отдать сына своего на служение Богу; те согласились. И св. Николай в юном возрасте посвящён были в сан пресвитера. При посвящении его в этот сан епископ, представляя его народу, в духе пророческом сказал о нём: «Вот, братья, я вижу новое солнце, восходящее над землёй, и имеющее быть утешением для печальных. Блаженно то стадо, которое будет иметь его пастырем; потому что он упасёт души заблудших, благочестием пропитает их; он будет скорым помощником находящимся в бедах.» Эти пророчественные слова вполне оправдались над угодником Божиим Николаем! Какой назидательный пример для нынешнего юношества! Образование с добрым направлением, твёрдость нравственных правил, благочестие и добродетельная жизнь, какие прекрасные свойства для юношей!... Как они необходимы в нынешнее время, для нынешних юношей, часто обнаруживающих свободомыслие в деле веры и неустойчивость нравственных правил! .. Особенно юношеский возраст угодника Божья Николая с его прекрасными свойствами служит назидательным примером для тех юношей, которые готовятся к пастырскому служению.

Сделавшись священником, св. Николай вёл жизнь самую набожную, простую и, вместе, самую строгую. В это время умерли его родители, оставив ему богатое наследство; угодник Божий раздал оное бедным, чтобы беспрепятственно проходить пастырское служение. Усердие своё по отношению к пасомым и мудрое управление своей паствой он настолько обнаружил, что местный епископ, отправляясь посетить святые места, освящённые стопами Господа нашего Иисуса Христа, Божьей Матери и св. апостолов, вручил ему в управление всю свою епархию. По возвращении епископа из путешествия св. Николай пожелал сам посетить те же места. В это время своей жизнью он уже настолько угодил Богу, что на пути по святыми местами сотворил несколько чудес на море и на суше. По возвращении из путешествия на родину св. Николай хотел удалиться от служебных обязанностей, уединиться и жить по-монашески; но однажды, во время уединённой молитвы, он свыше услышал голос: если хочешь получить от Меня венец, войди, Николай, во всенародный подвиг; это не та нива, на которой ты должен принести ожидаемый мной плод; иди к людям, да прославится через тебя в них имя Моё.» Св. Николай уразумел своё призвание; он оставил уединённое место и прибыл в город Мир в Ликий. И там чудесно посвящён был в сан епископа Мирликийсского. Сколько примеров для нашего назидания представляет служение св. Николая в пресвитерском сане! Удивительная нестяжательность, в высшей степени примерная жизнь для своих пасомых, мудрое управление ими, уважение к святыне; все это такие свойства, которые могут служить украшением в настоящее время, как каждого пастыря церкви, так и всякого мирянина.

Чудно было избрание св. Николая в сан епископа. В городе Мирах он тайно поселился в одном монастыре; в это время там скончался архиепископ Иоанн. Никто не знал св. Николая; но перед выбором нового епископа Господь указал одному старцу – преемнику умершего епископа Иоанна, нового епископа – в лице св. Николая. Голос Божий велел старцу стать ночью у дверей церковных и наблюдать, кто первый войдёт в церковь к утрени, того и поставить епископом. Указание Божие оправдалось. Св. Николай первый вошёл к утрени в храм Божий; но он долго отрекался от епископского сана, считая себя недостойным. Но просьба целого собора епископов, собравшихся для посвящения во епископа избранного, а равным образом, просьбы народа склонили его принять архиерейство. Приняв святительский сан, Святитель Христов Николай рассуждал, что паству следует научать не только словом, но, преимущественно, своей жизнью, а потому, по слову Спасителя: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5:16), – он не скрывал уже от людей своих христианских подвигов и трудов. Для паствы своей он был образцом всех добродетелей; нравом он был кроток и незлобив; двери дома его были открыты для всех; всем приходящими к нему он был доступен. Под его мудрым управлением Ликийская паства процветала благочестием и наслаждалась миром и тишиной до тех пор, пока она не была взволнована, сначала гонением на христиан со стороны еретиков, особенно державшихся ереси Ария. Святитель Николай, не смотря на угрожающую опасность со стороны врагов Церкви Христовой, безбоязненно поучал паству свою закону Христову, ревностно предостерегал своих пасомых от совращений и готов был положить душу свою за Христа, а потому вместе с другими христианами претерпел гонение и заключение в темницу. На первом же вселенском соборе, собранном для опровержения нечестивого учения Ария, который отвергал Божество Иисуса Христа, он ревностно защищал православное учение не только словом, но и делом. Возвратившись из собора к своей пастве, святитель Николай неустанно укреплял своими беседами своих пасомых в вере Христовой, помогал им во всех нуждах и до конца жизни продолжал быть для них образцом веры, кротости, воздержания и всех других добродетелей. Нельзя, братья, не заметить здесь особенной ревности угодника Божия по вере Христовой. Верой Христовой, как видно, он дорожил более всего на свете; слышать для него оскорбление святейшего Имени Иисуса Христа было выше всяких огорчений; видно, что святитель Божий глубоко сознавал, что истинная вера в Бога есть единственное условие для спасения, что потерять веру равносильно потерять всякую надежду на спасение. И действительно так. Да будет же ревность Святителя Божия Николая по вере всегда поучительна для нас и, особенно, в нынешнее маловерующее время.

Но не полна была бы характеристика жизни празднуемого ныне святителя, если бы мы не остановились особенно на его благотворительности по отношению к бедным и нуждающимся. Постоянно благотворя бедным и нуждающимся, для себя же он ничего не имел, кроме молитвы и веры в Бога, и кроме самой простой и необходимой одежды и постнической пищи – в малом количестве. Благотворительность его однажды спасла честь целого семейства, прежде богатого, а потом обнищавшего до такой степени, что отец решился было отпустить своих дочерей на брак скверный. Для сирот он был истинным отцом, для бедных – милостивым питателем, в бедах – помощником, в печали – утешителем, невинных – готовым защитником и пр.

За такие великие добродетели с ранних лет Господь наградил его даром чудотворения, который угодник Божий тоже употреблял на помощь несчастным: то он спасал людей от потопления, то воскрешал мёртвых, то исцелял больных, то спасал от голодной смерти, то невидимой рукой защищал от врагов и спасал заключённых и мн. др. Чудеса его обильно изливаются и теперь после смерти его. За все это церковь дала ему имя чудотворца.

Святитель Христов Николай, после непродолжительной болезни, скончался в глубокой старости в 342 г. 6 декабря. Честное тело его, при огромном стечении народа, положено было в соборной церкви в г. Мирах. Нетленные мощи его, сейчас же по смерти, начали источать благовонное миро, помазуясь которым, весьма многие получали исцеления от различных болезней.

Таков был, празднуемый ныне нами, святитель Христов Николай Чудотворец. И это был человек с такой же природой, как и все мы, возвысившийся, однако же, на такую высокую степень добродетели. Св. церковь наша сохранила память о великом угоднике Божьем Николае и прославляет его и той целью, чтобы мы, взирая на жизнь его, подражали ей. Много уроков для подражания дал нам Святитель Христов Николай. Но для благотворительности ближним, задачей которой была вся жизнь его, у нас есть ныне особенное побуждение. Совершая память Святителя Николая Чудотворца, мы ныне совершаем десятую годовщину нашего Братства, задачей которого, преимущественно, есть благотворительность ближнему. Ныне, мы особенной молитвой помолились о тех братчиках и сёстрах, которые принимают деятельное участие в нашем братстве, и которые уже отошли ко Господу. Господь да упокоит их вместе с праведными, да сохранит во благоденствии и тех, которые доныне своими жертвами поддерживают деятельность Братства. Десять лет существует наше Братство; в продолжении этого времени немало оно сделало добрых дел и много бедных поддерживались его пособиями, особенно во дни христианской радости – перед великими праздниками Рождества Христова и Светлого Христова Воскресения. Да подкрепит же Господь усердия покровителей и благотворителей нашего Братства, молитвами празднуемого ныне человеколюбца – Святителя Николая Чудотворца, для продолжения его деятельности на пользу благотворительности ближним. Аминь.

* * *

23

Произнесено в семинарской церкви, в 1878 г.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle