Источник

ХV.Слово в день Трёх Святителей24

Черты из жизни трёх Святителей, как пример для юношей, подготовляющихся к пастырскому служению

Мы празднуем, братья, храмовый праздник нашего учебного заведения.

Без сомнения, этот храм устроен в честь празднуемых ныне трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – и той целью, чтобы эти великие пастыри церкви всегда служили примером для воспитывающихся в этом училище юношей, приготовляющихся к пастырскому служению.

Деяния и жизнь празднуемых ныне святителей представляют весьма много назидательных уроков. На этот раз мы остановим своё внимание на школьной жизни празднуемых святителей. Она весьма поучительна не только для юношей, здесь воспитывающихся и готовящихся к пастырскому служению, но и вообще для учащегося юношества.

Заправленные добрыми началами в самом детстве в семье, святители – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – отличались прекрасными качествами во весь период своего школьного образования. Школы в то время, по преимуществу, были языческие. В них изучались науки: красноречие и философия, история и геометрия, физика, астрономия и медицина. Празднуемые святители все эти науки изучили в совершенстве. Но при этом ни системы философские, ни поучения языческих наставников, ни дурные примеры товарищей, ни светские удовольствия, ни увлечения юности – ничто не могло поколебать в них доброго направления. Вот как описывается школьная жизнь празднуемых святителей: в этом отношении особенно поучительный пример представляют Василий Великий и Григорий Богослов. С юных лет они познакомились и сдружились друг с другом, но особенно дружба их скрепилась в Афинах – в центре тогдашнего языческого мира, где они получали высшее образование. «Мы стали друг для друга всё, – писал св. Григорий, – и товарищи, и родные. Имея одну цель, мы непрестанно возрастали в любви друг к другу; казалось, что в обоих у нас было одно упражнение – добродетель, и одно усилие – стремиться от земного, жить для будущих благ ». Они заранее уяснили себе цель жизни своей и прямо, неуклонно шли путём своим. Они решились посвятить Богу все силы свои и старались приобрести богатство ума и знания для того, чтобы употребить их на служение Богу. Эта мысль побуждала их заниматься науками усердно и трудиться постоянно. Одушевляемые такой высокой целью, они не знали усталости и развлечения, постоянно занимались своим делом; сходились они только с теми товарищами, которые были близки им по направлению; знали в городе только две дороги: в школу и церковь. Господь Бог благословил труды этих двух друзей – двух юношей, и они скоро сделались лучшими учениками. Василий отличался глубиной ума и способностью к наукам философским; Григорий более всего любил словесные науки, чувствовал в себе дар слова и развивал эту силу, как орудия для служения Христу. Св. Иоанн Златоуст получал высшее образование в Антиохии, после Афин славившейся, в то время, своей школой, и, основательно изучая философию, красноречие и др. науки, он был одним из лучших учеников знаменитого в то время Ливания, красноречивого языческого оратора. Но, изучая светские науки, всеми силами души своей он тяготел к христианской благочестивой жизни. И у Иоанна было несколько друзей – товарищей, одушевлённых, как и он, любовью к Богу; они вместе трудились над науками, преуспевая в то же время в благочестивой жизни. К одному из своих друзей, увлёкшемуся прелестями мира, языческой суетой, он написал увещание («к падшему»). В этом первом его сочинении уже обнаружилась твёрдость и чистота нравственных его правил, и живое, и увлекательное красноречие, изливавшееся из сердца полного любви, которые, впоследствии, так его проставили и дали ему имя – Златоуст.

Такова была школьная жизнь празднуемых ныне святителей. Что она представляет? Она представляет, во-первых, примерное их прилежание к наукам, постоянный труд, твёрдое и неуклонное стремление, посредством образования, приготовиться к жизни на пользу общества. Празднуемые святители в период своего воспитания спешили прибрести богатый запас сведений, старались, по возможности, изучить все науки, и для этой цели дорожили временем воспитания, не тратя оное на сторонние и бесполезные занятия, не соответствующие их воспитательным целям. Вот почему они, как говорит св. Григорий Богослов, изучили каждую науку в том совершенстве, как бы не учились ничему другому. Такому постоянному разумному труду их вполне соответствовало их строгое поведение. Школьная жизнь празднуемых ныне святителей представляет, во-вторых, примерное их поведение в период воспитания. О них, именно, можно сказать, что они были мудры, яко змии, и цели, яко голуби. Они воспитывались в языческих школах, но усвоили себе системы языческих учений для поражения того же самого язычества. Осторожны они были в товариществе, вступая в общение только с благонамеренными; вращались они среди языческого общества, но не имели с ним ничего общего; жили в многолюдных и обширных городах, а знали в них только две дороги – в школу и церковь. Понятно, при таком образе жизни, лишние мысли не могут приходить им в голову, посторонние занятия не имели места и времени: они твёрдой стопой шли к своей цели. Но что всего важнее, так это, в-третьих, то, что школьная жизнь празднуемых святителей проникнута было глубокой верой в Бога, и благочестием. Школа им была училищем науки, а храм – училищем благочестия. Светские науки они изучали и целью, чтобы обогатить себя внешней учёностью, как говорит св. Григорий Богослов, для того, чтобы употребить её в пособиях истинного просвещения; дабы знающие одно пустое витийство, состоящее в звучных словах, не превозносились и не могли опутать их своими хитрыми умствованиями. Словом, они старались приобрести богатство ума и знания для того, чтобы употребить их на служению Богу. Занимаясь многими науками, они специализировали свои занятия: один стремился быть философом, другой – оратором, третий – адвокатом; но вера в Бога и благочестие этих учёных мужей, светил науки своего времени, от светских должностей обратило их на служение Церкви, сделала их глубокими исследователями христианских догматов, защитниками веры, великими проповедникам истин Христовых, подвижниками благочестия. Таково фактическое примирение веры и знания, науки и благочестия, так часто не мирящихся между собой в настоящее время!...

После этого нельзя не посоветовать нашему учащемуся юношеству взять школьную жизнь празднуемых святителей за образец для своей школьной жизни. Это было бы весьма полезно. При таком серьёзном труде и образе жизни, и при такой вере в Бога и благочестии, какими отличались празднуемые ныне святители, несомненно не было бы тех печальных явлений, какие ныне часто встречаются среди нашей учащейся молодёжи. Мы не станем перечислять этих печальных явлений: они почти всем известны; а только спросим, чем объяснить эти печальные явления? Ведь всякому известно, что наука в школе и постановка самой школы в настоящее время несравненно выше, чем в прежнее время; любознательному и пытливому молодому уму есть чем удовлетвориться. Причины, значит, не в школе, а в жизни. Верно можно сказать, не было бы этих печальных явлений, если бы наши юноши вступали в школу c такой подготовкой, с какой поступили в оную празднуемые ныне святители. Они так хорошо были направлены в семье, в отношении развития чувства благочестия, любви и уважения к родителям, почтения к старшим, усердия к труду, что языческие школы и их учением, и учителями, и среда товарищей не испортили их. А у нас как-то мало обращается внимания на эти свойства. Мы заботимся больше о внешнем приличии; что называется «гуманно» смотрим на воспитание детей; приучаем их рано обращаться с нами, как с равными, не развиваем у них чувства уважения к старшим; мало заботимся о развитии религиозного чувства, не питаем сердца юношей чтением Евангелия, уроками благочестия, заимствованными из житий святых, и другими нравственными уроками, заимствованными из истории. Отсюда и выходит, что дети наши рано получают право голоса, суждений, противоречий, рано начинают сознавать себя чем-то в роде гражданина, члена общества и деятеля в сем последнем. Часто, поэтому, бывает, что многие из нашего учащегося юношества, едва переступив порог высшего учебного заведения, задаются задачами и стремлениями, к делу не относящимися, противными закону и власти, пристают к неблагонамеренным личностям; производят беспорядки и нарушают общественное спокойствие. Не было бы этих печальных явлений, если бы далее наша учащаяся молодёжь так усердно и постоянно занималась своим делом, как занимались науками празднуемые ныне святители, когда они были в школе. Период школьного воспитания есть время для приобретения познаний, как для собственного образования, так и для распространения знаний в обществе, есть время серьёзного приготовления к жизни, склада ума и мыслей, образования воли, характера и направления. Для того, чтобы надлежащим образом приготовиться к жизни, чтобы достойно проходить в ней то или другое поприще, нужно основательно изучить не одну и не две науки. А для этого требуется серьёзный, постоянный и неослабный труд не год – два, а несколько лет. При таком взгляде на учебное дело деловому юноше, в период воспитания, впору только управиться со своим делом, а не заниматься сторонними делами – политикой и социальными вопросами. Как хорошо было бы, если бы наше учащееся юношество так смотрело на своё дело и так относилось к своему труду. Не было бы нынешних печальных явлений между нашей учащейся молодёжью, если бы ещё она вела жизнь так, как, в этом отношении, дают нам ныне урок празднуемые святители. У празднуемых святителей, как мы видели уже, в период их воспитания было только две дороги – в школу и церковь. А у нашего юношества слишком много дорог... Хорошо было бы, если бы у наших юношей были только эти две дороги; обе они прямым путём ведут к одной цели – к добру. Они тесно определяют круг деятельности учащегося: занятие науками и доброе поведение. На этих дорогах и неопытный юноша не собьётся, не заблудится и не сделается орудием злонамеренных людей. Св. Отцы внимательны и осторожны были даже в отношении к своим товарищам, дабы не завести знакомства и дружбы с худыми. Какова же осторожность должна быть в обществе, где трудно отличить хорошего человека от дурного. Наконец, во избежание печальных явлений среди учащегося юношества, нельзя не пожелать сему последнему побольше веры и благочестия. Вера внушает страх Божий, уважение к закону и порядку, почтение к старшим, а благочестие воздерживает от пороков и уничтожает тот либерализм, которым ныне отличается наше молодое поколение. На семье, школе и обществе лежит ныне великая задача исправить наше молодое поколение....

Последнее слово к вам, питомцы сего училища. Ныне ваш праздник; для вас особенным уроком служит школьная жизнь празднуемых вами ныне святителей. Припоминая себе эту образцовую жизнь, подражайте ей. Вы почти все, как дети служителей церкви Божьей, получили добрые задатки – в семье, и при первоначальном образовании в школе – задатки веры и благочестия. Возгревайте в себе этот драгоценный дар Божий теми уроками, которые вы слышите здесь, при раскрытии вам истин богооткровенных. Трудитесь усердно и постоянно, дабы в жизнь вступить с достаточным запасом сведений, и силой, и убеждением, и характером, и добрым направлением. Знайте в городе меньше дорог, и для вас будет меньше отвлечений от прямых ваших занятий, меньше будет и поводов сходиться с людьми опасными по взглядам и убеждениям. Празднуемые ныне угодники Божии – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст да помогут вам во всём этом. Аминь.

* * *

24

Произнесено в семинарской Трёхсвятительской церкви, 30 Января 1879 года.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle