LI. Слово, сказанное в Дуббельнской Владимирской церкви 52. Обязанность христианина – ревностно содержать св. веру
Многое говорят, не всё ли равно – та или другая вера: не всё ли равно – принадлежать к той или другой вере; лишь бы веровать в Бога, – и спасение возможно... Но верно ли это? Что сказать о людях так говорящих, и какой пример нам представляет празднуемый ныне святой равноапостольный князь Владимир?
Люди, говорящие, что все равны веры, что все равно – принадлежать к той, или другой вере, на самом деле, если о них нельзя сказать, что они не принадлежать ни к какой вере, – то, по крайней мере, – они плохие верующие в своей вере, холодные, безразличные, или, выражаясь по учёному, индифферентные в деле веры. Для таких людей, действительно, всё равно принадлежать ли к той, или другой вере, – для таких людей, действительно, веры все равны. Между тем, ревностно – верующий – будет ли то язычник, магометанин, или христианин – православный, лютеранин или католик, не скажет, что все веры равны, что все равно принадлежать к той, или другой вере; каждый ревностно – верующий защищает свою веру и охраняет её, если он убеждён в её истинности, а если нет, – он ищет религиозной истины, дорожа своим спасением, и не успокоится до тех пор, пока не удовлетворить своему религиозному чувству.
Св. равноапостольный князь Владимир представляет нам совершенно противоположный пример того, что говорят люди безразличные в деле веры. Будучи язычником, он был ревностный язычник, исполнял требования своей веры, приносил богам своим кровавые жертвы и даже человеческие. Но, как мужа просвещённого, грубая–языческая вера его не удовлетворяла, и он искал веры, могущей удовлетворить его просвещённый ум и религиозное чувство. Он не был безразличен в деле веры, не говорил, что все веры равны, что во всякой вере можно спастись, а искал религиозной истины. Вот почему он принимали к себе и выслушивал проповедников всех тогдашних вер, посылали мужей сведущих знакомиться с верами на местах их исповеданий. И потом светлый ум его остановился на вере православно-христианской, в которой он нашёл полное удовлетворение своему религиозному чувству и которою он просветил русскую страну. Так св. равноапостольный князь Владимир представляет нам собой пример ревностного исповедника своей веры, и в оной полагали спасение своё собственное и своего народа.
Дело веры, а вместе с верой и дело спасения, весьма важны: в них нельзя быть безразличными. Разве можно говорить, что все веры равны? Религия – дело божественное, а Бог один; одна должна быть религиозная истина, которая от одного Бога; одна должна быть и вера истинная, содержащая религиозную истину, владеющая божественными средствами для спасения человека, если человек пожелает воспользоваться ими. Эту единую – истинную веру (православно-христианскую) познал святой равноапостольный князь Владимир и просветил ей землю русскую; эта вера единая – спасительная вера.
Спасительность веры заключается в её божественном происхождении и в тех средствах, которые дарованы Господом Богом в Его божественной религии для спасения человека, и в послушании человека её истинами и восприятии всем сердцем дарованных Богом средств ко спасению. А эти условия спасительности веры разве могут принадлежать всем существующим на земле религиям, одна другой противоречивым? Истина сама себе не противоречит она одна, как один Бог. А потому спасительность принадлежит только одной божественной религии, а не верам, измышлённым людьми.
Какая же вера божественная? Божественное откровение вообще. Евангелие особенно, история церковная и даже история гражданская ясно указывают нам на такую веру. Эта вера та, которая неизменно сохраняет все божественные установления и владеет средствами (таинствами) к спасению. Такова вера христианская, а в самом христианстве таково именно православие. Оно одно неизменно сохраняет учение Иисуса Христа и Его св. апостолов и их установления. В нём одном истинный путь ко спасению; потому св. равноапостольный князь Владимир и принял православную веру христианскую, а не другую какую, и просветил её русское царство.
Можно ли, после сего, говорить, что все веры равны, что все равно принадлежать к той, или другой вере, лишь бы верить в Бога. Не верует в Бога, по словам псалмопевца, только безумный; а кто говорит, что все равно принадлежат ли к той или другой вере, тот человек маловерующий, холодный, безразличный; он далёк от пути к спасению.
Будем же, братья, ревностно содержать нашу св. православную веру и далеко держать себя в рассуждении о вере от тех людей, которые проповедует безразличие в вере. Аминь.
* * *
15 июля 1891 года.