53. Поучение на день преполовения
Жаждай да грядет ко Мне и да пиет.
(Ин.7:37)
Не жаждущих воды, но жаждущих слова Божия, – сего пренебесного учения призывает к Себе Христос Господь; ибо Он, в настоящий – последний день преполовения, стоял во храме Иерусалимском и предлагал Свое пренебесное учение, в котором заключалась великая Божественная сила и премудрость, так, что многие уверовали в Него: «жаждай да грядет ко Мне и да пиет».
Жажду тела человек утолить может всякою водою; но душу напитать, но сердце усладить может только пренебесным учением Господа. – Но много ли, между нами, жаждущих глаголов живота вечного? – Могут ли чувствовать душевную жажду те, которые «осуетишася помышлениями своими, и омрачилось неразумное сердце их» (Рим.1:21) страстями и похотениями? – Может ли чувствовать духовную жажду тот, кто имеет сильную жажду к хмельным напиткам? – Может ли чувствовать духовную жажду к пренебесному учению тот, кто непрестанно желает денег и не насыщается? – Может ли пленяться глаголами живота вечного и пламенеть к Богу живому, к Богу крепкому, душа и сердце того, который прельщается только льстивыми словами прелюбодеицы? – Нет! Жажда истинная, духовная, благодатная – возбуждается только божественною благодатию Божией! Ее возбуждает только сердцеведец Господь, который таинственно приходит к дверям нашего сердца и толкает в оные, пробуждает совесть грешника от усыпления, озаряет ум светом Боговедения, когда грешник, павший во глубину грехов, как бы от некоего сна, пробуждается, приходит в чувство; видит свое духовное убожество, усматривает свою душевную нищету, скудость добродетелей, видит суету и ничтожество благ земных, испытывает одиночество среди сего лукавого и прелюбодейного мира, такой только христианин может чувствовать сильную жажду к животворным водам учения Евангельского.
«Жаждай да грядет ко Мне и да пиет», Христос призывает к Себе грешную душу, – Христос, который пострадал за нас на кресте, и который предстоит теперь невидимо, между нами, как стоял некогда видимо во храме Иерусалимском.
Итак, жаждущие благодати Божией – идите ко Христу, полюбите пренебесное Его учение: – всякий пиющий от воды сея не вжаждется во веки. Ах! Как прискорбно, что все мы, предстоящие здесь – мертвы прегрешеньями – не чувствуем этой душевной жажды. – Где же ты – душа святая, пламенеющая ко Христу огнём любви благодатной, и чувствующая неутолимую жажду глаголов живота вечного? – Где ты – душа, умершая для мира и живущая для одного Христа – небесного Жениха твоего? – Где ты – душа, чувствующая нужду в едином на потребу – слове Божием и как дикий олень, мучимый жаждою в знойной степи, стремится к струям прохладного источника водного, – так ты стремишься к сладости словес Божиих; – так, что они кажутся тебе слаще мёда и сота? – Где ты – душа, презревшая все на свете, и убитая горем – которая бежит, к свету заповедей Христовых, и слушая слово Божие плачешь и утешаешься, и проливаешь сладостные слезы, и упиваешься струями благодатного слова – день и ночь просидишь у ног Спасителя твоего – по примеру Марии сестры Лазаря, и готов умереть за слово Его? – Нет, не вижу, между нами, грешниками ни одной души жаждущей благодати. – Станем молиться Христу Богу, да дарует Он нам сию воду живую, благодатную, от которой пиющий не вжаждется во веки. Аминь.