Источник

54. Поучение в неделю Самарянки

Кто может достойно ублажить сию Самарянку, о которой прочтено в нынешнем Евангелии? Могла ли она думать, что при кладезе встретит ожидаемого всеми Мессию – Иисуса Христа? Могла ли надеяться, чтобы Он столь близко допустил ее к разговору с Собою, и столь кротко с ней беседовал, и открыл бы ей столь высокое и премудрое учение о Боге? Могла ли она предвидеть, что из развратной женщины она сделается проповедницею о Христе, получит венец мученический и будет причислена к лику святых? – Святая Церковь творит память мученицы Фотины Самарянки 20 марта. – Но что невозможно у человеков, то возможно у Бога. Самарянка с шестью мужами жила беззаконно; но, когда была обличена во грехах, то тотчас бросила все, вступила на путь покаяния, устыдилась своих грехов, и стала проповедовать всем Божию силу и Божию премудрость о Христе Иисусе. – Пришла почерпнуть тленной воды, а нашла воду живую – нетленную, текущую в живот вечный. Пришла нечистою, а отошла омытою от всяких грехов; пришла с обременённою грехами совестью, а отошла с великою прибылью – с чистою совестью и с ясным понятием о Боге. Пришла за водою, а получила благодать всеисцеляющую и всеоправдывающую; пришла грешницею, а отошла святою.

Христианин! Не к колодезю, но к морю благодати приходишь ты, когда вступаешь в храм сей; ибо здесь тот же Христос, живущий во веки; та же премудрость Божия проповедывается Евангелием; тот же Христос Господь ведёт с тобою беседу; тот же дарует тебе свет премудрости небесной, ту же предлагает воду живую – благодатную. Но отчего же ты отходишь от сего благодатного кладязя таким же грешником, каким и сюда приходишь? – Почерпала ли не имеешь – светлого разума, чтоб понять тебе, уразуметь тебе слово Божие и умудриться во спасение? – Но что может быть проще и удобовразумительнее слова Евангельского? – Сердце ли твое слишком омрачено страстями, что не может принять благодати всеисцеляющей? – Или нет у тебя решимости – переменить жизнь греховную на святую? – Что ж, если эта идолопоклонница на суде Божием станет твоею обличительницею, и укорит тебя в твоём нерадении? – Если она скажет: «не было у меня ни храма, ни таинств, ни всех средств, ведущих к благочестию: я увидела одного Христа – и бросила свою греховную жизнь». – Скажешь ли что-либо тогда в свое оправдание? – Христос вечно пребывает во храме Своем; Он дарует тебе то, чего не дал Самарянке, – дарует пречистую Свою Плоть и Кровь, из которых непрестанно исходит сила всеисцеляющая; а ты христианин и приходишь в дом Божии и отходишь с теми же мраками ума, с теми же страстями сердца, с теми же греховными привычками. Самарянка, когда увидела однажды Христа, то презрела и забыла все, что прежде ее прельщало: она вспомнила только грехи свои и свое бесславие, свои беззакония; а наше сердце любит все земное и тленное, кроме Иисуса Христа. Оттого мы и близки ко спасению, и весьма далеки. Кто же оживотворит наши мертвенные сердца, если не тот же Христос Господь? – Но это только тогда, когда мы Его одного возлюбим всего душею, всем сердцем и всем помышлением. Когда же это будет? Ах! Когда настанет для нас эта вожделенная минута? А если смерть предупредит нас? – Подумайте о семь братия и сестры – и обратитесь к Богу. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle