Источник

44. В Троицин день

В нынешний день на горе Синай Бог дал евреям чрез Моисея десять заповедей. Но при каких событиях? При каких явлениях и угрозах дал? Велел Бог Моисею явиться на высокую гору Синай; Моисей взошел на гору и не вкушал пищи сорок дней; много разных законов и повелений Он ему дал; наконец, написал перстом на двух каменных досках десять заповедей – кратких и ясных, и вручил Моисею для передачи народу. Между тем гора колебалась, покрылась мраком и пламенем, – и громовым голосом с горы сказаны были эти заповеди так, что каждый еврей слышал это открыто, гласно и громозвучно, как бы, из уст Божиих, со страшною угрозою, чтобы заповеди эти всеми в точности исполнялись во все последующее века. Мы не были при этих ужасах горы Синая, – мы не слышали всего этого; но заповеди преемственно от древних лет перешли и к нам; как в то время было сказано Богом: „кто не исполнит заповеди сии – тот смертью умрет“, – та же угроза перешла и к нам. За неисполнение какой-либо заповеди – в то время, или камнями побивали, или сжигали: так человека, который нарушил четвертую заповедь – собирал в субботу дрова, камнями побили; кто прелюбодеянию предавался, в противность шестой заповеди, сжигали огнем; кто отца или матерь оскорблял, против пятой заповеди, – того тоже убивали; словом, смертью наказывали за нарушение каждой заповеди, – за богохуление – против третьей заповеди – сынов Кореевых земля поглотила. Почему теперь так строго не преследуются нарушители закона Божия? Теперь даже за убийство ближнего редко кто смертью наказывается. Потому, что прежде действовал закон правосудия, а по пришествии на землю Искупителя стал действовать закон милосердия. Наказание за грех принял на Себя Христос Господь, с тем только, чтоб грешник покаялся. Нет такого греха, которого бы Господь не простил; если только грешник перестанет грешить и покаянием, слезами, постом и молитвою загладит грех свой. Но хотя иной грешник и не наказывается смертью телесною, – зато, если не покается, то наказывается смертью душевною – угрызением совести, лишением благодати, вечным проклятием Отца Небесного, и вечными мучениями ада. Многие тяжкие грешники, смертным грехом согрешившие, столько были угрызаемы совестью, что требовали себе телесного наказания. Спросите: отчего теперь так много преступников, так много нарушителей заповедей Божиих и так мало кающихся? От того, что грешники лишаются благодати, – совесть у них заглушается частым повторением греха, и они становятся беспечными, нечувствительными к угрозам Божиим. Оттого такие грешники, обманывающие себя тем, что Господь их долго не наказывает тяжким каким-либо наказанием – чаще всего умирают скоропостижно. Не наказывает? Нет, – очень часто наказывает болезнями, потерями разными, несчастьями, смертью ближних; но грешник чем больше и больше грешит, тем беспечнее, нечувствительнее становится. Вот почему иной не стыдится уже названием пьяницы, прелюбодея, вора, сквернослова, гордеца; он свыкся со своим позором. Но – если иудеи боялись стоять, когда заповеди давались на горе Синай при громах и молниях, – каково же будет грешникам стоять, и в каком ужасе они будут стоять, – когда Бог будет произносить над ними вечное проклятие? Тайновидец Иоанн Богослов говорит, что они будут взывать к горам: „горы падите на нас и камням – побейте нас“. Подумайте об этом, нераскаянные грешники, из которых первый есмь аз.

Господи! вразуми нас и помилуй нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle