XXXVIII. Слово при первом служении в академической церкви при вступлении в должность ректора академии 56
Об изучении наук на почве веры и благочестия
Стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1Кор. 16:19).
Эти слова апостола Павла относятся к заключительным словам его первого послания к коринфянам. Вам известно, братья, что между коринфянами были различные религиозные споры и настроения, вредившие их вере и нравственности. Эти настроения появились в Коринфской церкви скоро по насаждению между коринфянами Христовой веры и по отшествии от них апостола Павла. Узнавши об этих нестроениях, апостол Павел немедленно написал коринфянам первое послание, в котором, опровергши их споры, приглашает их к миру и согласию, и к единству веры во Иисуса Христа, и просит их, в заключении своего послания, быть твёрдыми в проповеданной от него им вере, мужественными и непоколебимыми перед другими проповедниками, и не увлекаться их учениями. Стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся, – говорит апостол Павел.
Я нашёл приличным обратиться с этими словами апостола Павла к вам, питомцы сего высшего святилища православной богословской науки, при первом своём служении в сем храме; нашёл приличными обратиться к вам с этими словами не потому, что я знал, или даже слышал о слабости вашей веры, или о каких-либо ваших религиозно-нравственных недостатках. В святилище духовной науки, где приготовляются будущие деятели веры и благочестия, и пастыри церкви, этого не должно и предполагать. Но, можно предположить, что и сюда проникают современные взгляды на движение науки вперёд, стремящейся к опровержению истин богооткровенных – на прогресс в жизни, идущий вразрез с требованиями религии и церкви. Вместе с этим, можно предположить, что и здесь известны нарекания на мнимый застой в церкви христианской и, вследствие этого, нежелание многих подчиняться требованиями её, называя их несовременными, устарелыми и несогласными со свободой совести. Отсюда обычные явления в нынешнее время – религиозно-нравственная свобода, понимаемая в современном смысле, безрелигиозность и нравственная распущенность в жизни. Принимая во внимания всё это, зная, как это заманчиво, увлекательно и даже соблазнительно для молодых пытливых умов, в предостережение нельзя не сказать вместе с апостолом Павлом: стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся.
Современные нарекания на мнимый застой в церкви христианской выражаются в следующей форме: ныне всё в человечестве развивается и усовершенствуется; только в церкви христианской все стоит неподвижно, от того многое в ней устарело и сделалось несоответствующим условиям современной жизни, и, потому, требует изменения. Но верно ли это?
Мы знаем одну перемену в мире видимом и в природе человеческой, и перемену к худшему, совершившуюся по воле Божьей, как наказание, вследствие падения прародителей. Кроме этой перемены от начала мира доселе ничто в природе видимой и человечестве не изменилось, не отменилось и не заменилось новым. По одним и тем же законам все в мире существует. И природа человека, со всеми её способностями, остаётся неизменной. Да разве может изменяться созданное Богом?... Изменение было бы несовместно с понятием о бесконечных совершенствах Божьих. Точно так же, несправедливо и неразумно желать изменений в церкви христианской. Христианство – Богоучреждённая религия; содержащиеся в ней догматы, таинства, иерархия и богослужение суть божественные учреждения. Изменения в них, или отмена чего-либо, было бы дерзостно, а замена чем-либо новым – произволом. Вопреки настойчивым современным требованиям прогресса в церкви христианской весьма кстати повторить слова апостола Павла: стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся.
Что же касается до того заявления современных прогрессистов, что в человечестве всё развивается, только нет развития в христианстве, надобно заметить: где есть жизнь, там должно быть и развитие. Это необходимо. И в природе видимой мы замечаем развитие дерев и растений, приношение ими плодов, превращение молодых кустарников в большие леса и т. п. ; в мире животном мы замечем нарождения животных, возрастания и размножения их; в людях – возрасты: младенческий, юношеский, мужества и старческий; соответственно возрастам, мы видим в людях развитие физическое, умственное и нравственное. Кроме того, в человечестве мы замечаем размножение людей, развитие городов и селений, развитие торговли и путей сообщения, наук, образования и, вообще, цивилизации. Но при этом развитии, и в видимой природе, и в человечестве, в сущности, как мы заметили уже выше, всё остаётся низменным. Человек только открывает, применяет и употребляет в свою пользу вышедшее из рук Создателя и от начала мира существующее. Точно так же и в церкви христианской: напрасны нарекания на её неподвижность, и в ней мы видим, в таком же смысле, развитие. Это развитие мы видим в развитии её вероучения, или догматов, в изложении и изъяснении вероучения, в устройстве богослужения и обрядов. Об этом развитии свидетельствует вся церковная история: и распространение христианства, и борьба с ересями и расколом, и деяния вселенских и поместных соборов, и, вообще, вся святоотеческая и духовная литература в духе православия. Но, при этом развитии, существо христианства остаётся неизменным: его догматы, нравоучение, богослужение и обряды церкви. Напрасно иного развития в церкви Христовой желают нынешние прихотливые люди. И если бы вам, братья, пришлось слышать прихотливые требования современных прогрессистов, как воспитанные в духе православия, владеющие достаточной степенью знания, силы ума и воли, соответственно вашему званию, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся.
Посмотрим теперь, справедливо ли говорят, что всё в человечестве усовершается, не усовершается только христианство. Нет, несправедливо. Мы видели, что развитие есть как в человечестве, так и в церкви Христовой. Если принять это развитие за усовершенствование: то оно равно есть как в человечестве, так и в христианстве. Впрочем, умственное, гражданское, политическое и экономическое усовершенствование не всегда бывало поступательное. История нам говорит, что бывает и упадок этого усовершенствования. Но не в этом только дело. Мы желали бы спросить, усовершается ли нравственность? К прискорбию надо сказать: нет! История даже показывает противоположные явления: в образованных и просвещённых странах нравственность стоит ниже. Что мы видим в наше просвещённое время? Само требование изменений и послаблений в религии и церкви служит худым признаком нравственного состояния общества. Нечестие видимо растёт, и пороки умножаются. Многие тяжёлые грехи людьми просвещёнными ныне не признаются за преступления. А нравственное усовершенствование собственно и важно; все прочие усовершенствования ведут только к временному благополучию, и то не всегда, а нравственное – к вечному блаженству. Для сего-то и учреждена на земле церковь Христова или Христианство, которое есть совокупность всех средств для нравственного преуспеяния человека – для его спасения. Будучи неизменно, Христианство может изменять и усовершать нас. Оно кажется устарелым и несовременным потому, что не поблажает современными требованиям, страстями и порокам, и неизменно требует от нас того, чего требовало от начала своего существования. А потому и здесь, вопреки современным людям, жалующимся на неподвижность или, вернее, твёрдость и непоколебимость веры и церкви Христовой, желающим изменения в ней по духу времени, следует ещё повторить слова апостола Павла: стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся.
Не о том мы должны заботиться, чтобы изменить, развивать и усовершать нашу веру, а о том, чтобы вам самим, при помощи её, постоянно усовешаться в нравственном отношении, и такое усовершенствование возможно только в Христианстве, в недрах православной церкви. Если кому, то особенно вам, труженики на ниве высшей богословской науки, будущие учителя веры и благочестия, приложимо наше наставление. Не увлекайтесь современным прогрессом, не соблазняйтесь новыми открытиями науки, идущими вразрез с божественными откровением, и не подчиняйтесь требованиям прихотливого и развращённого нынешнего духа времени. Но изучайте ваши науки на почве веры и благочестия; созидайте вашу нравственную и религиозную жизнь, как требует того ваше звание, религия и церковь и, при всех встречаемых вами вопросах, возражениях и нapeκaниях на веру и церковь Христову, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся. Аминь.
* * *
Произнесено 8 ноября 1883 г.