97. Поучение в день собора Архистратига Михаила
Житие наше уязвляемо Ангелами
Блаженны были те времена, когда Ангелы Божии – не только невидимо жили между человеками, но и видимо являлись к ним, и оказывали всякую помощь, всякую услугу, – сопутствовали им на пути, служили при столе, приносили хлеб и воду, бодрствовали над ними во время сна, вместе читали святые книги и вместе молились Богу, – и это было не только во времена древние – во времена Патриархов и Пророков, – нет! Это было не очень давно – в первые века христианства; особенно в тех местах, где христиане жили свято, благочестиво и набожно. Так то оно должно быть в царстве благодатном, – теперь то и жить между нами святым Ангелам, когда Бог водрузил между нами, а не человек, – эти скинии, эти храмы Божии – не только народные, но и частные церкви, не только для общественного Богослужения, но и для домашнего молитвословия, – в которых Господь, пришедши с неба и принявши на Себя плоть человеческую, вселился на земли, учредил Свое царство, – царство благодати, водворил свет Евангельский, даровал таинства, – омыл Кровию Своею Святую Церковь, освятил ее так, что она не имеет теперь никакой скверны, или порока, или нечто от таковых – и обещал жить в Церкви Своей до скончания веков, то есть, до второго пришествия, принося Себя за грехи мира в бы и жертву Богу Отцу; теперь, говорю, надлежало жить и служить святым Ангелам в Святых храмах, когда Царь царствующих и Господь господствующих приходит на сей жертвенник, на сей престол заклатися за грехи всего мира; но что ж? Мы веруем, что Ангелы Божии действительно присутствуют при совершении сей таинственной, величайшей жертвы, вместе с нами трисвятую песнь припевающе; но почему же они не являются очам видимо? Причиною сему слепота душевных очей наших – да притом грехи наши умножились между нами до того, что царство добродетели в и домах превращено в царство греха, царство мрака, царство диавола; в нынешние времена даже имени Ангела Божия за редкость услышишь; а чаше слышишь произносимое имя лукавого; от того встречаем только между нами мучимых бесами, но невидим осеняемых Ангелами. Почему это? Потому, что присутствие в нас грехов – и страстей, есть явное присутствие при нас нечистых духов; а оскудение, и отсутствие добродетелей есть явная причина отсутствия от нас Ангела. Тогда, когда не только Храм Божий, но и всякая домашняя церковь, со всеми живущими в ней христианами, в которой имеются лики святых, и совершаются молитвословия – дожна быть свята; иначе там, где живут нечестиво, там нет Бога; а где нет Бога, там водится и пребывает нечистый, лукавый бес. По истине «житие наше, – как сказал Дух Святый, – уязвляемо есть Ангелами», – злыми духами. Но если бы мы покаялись, обратились бы ко Господу; то такой мрак, такая тьма грехов не покрыла бы нас: «аще будет тысяча Ангел смертоносных, един от них не уязвит его (человека); аще помыслить сердцем обратитися ко Господу»54, от чего болезни разного рода ежегодно являются в наш город, и ежегодно поражают нас смертоносными язвами? От чего, что житие наше узвляемо злыми Ангелами. Добрые Ангелы отступили от нас, и вдали, невидимо от очей наших, оплакивают наше безумие, наши тяжкие грехи; а злые Ангелы, привлекаемые нашими страстями и грехами, воцарились между нами, господствуют над нашими душами и сердцами, до того, что уже не встречаем ни одного почти христианина, который боролся бы со своими страстями и похотями; чтобы вёл брань «не против крови и плоти, но против начальству против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных»55, как требует сего от каждого христианина Святой апостол Павел. «Не те, говорят, теперь времена, чтобы теперь христиане думали о святости и благочестии». Времена всегда одинаковы; да люди слишком глубоко впали в пропасть грехов и беззаконий. Станем же, христиане, умолять Архистратига Божия Михаила, – как он некогда с неба свергнул полчища бесовские, – так, да изгонит Он нечистых духов из нашего града, из наших храмов, из наших жилищ; но, впрочем, без нашего собственного желания он не решится на этот подвиг. Не для того ли воздвигнут ему нашими предками сей храм, дабы Он пребывал в нем, и охранял град сей и жилища наши от врагов не только видимых, но и от невидимых? Но если мы любим более велиара, нежели Христа, более страсти и грехи, нежели добродетели, работаем более мамоне, нежели Богу, служим с большим усердием диаволу, нежели Тому, Который пришёл на землю спасти нас, а не погубить; если мы сами не стараемся освободить себя из работы Египетския, – работы страстей и похотей наших, то чего ожидать нам? Какая участь постигнет нас по ту сторону гроба? Не та же ли, которая уготована для диавола? Озеро огненное и бездна ада, куда Архистратиг Михаил на веки заключит князя бесовского с его клевретами?
Святый Архистратиже Михаиле моли Бога о нас грешных! Аминь.
* * *