Источник

138. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы

Пренепорочная Дева Мария приведена была и отдана на воспитание в Храм Божий. Одна и единственная дщерь царского и архиерейского рода; – почему бы родителям не отдать на руки Ее мудрых учителей и наставников – в научение книжное, для изучения от законников и мудрецов века сего, т. е. в какую-либо школу? Но – надобно знать, что церковь может быть школою, но школа никогда не может быть церковью. Вот о чем должны рассуждать родители, которые не водят детей на воспитание в церковь, но отдают в школу. Да, – церковь есть истинная школа небесной мудрости; ибо в церкви и наставники и учение – не земное, но небесное. Кто учитель в церкви? Господь наш Иисус Христос, – истинная мудрость небесная, истинная жизнь, истинный путь, истинный свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. Кто еще учители? Пророки и Апостолы, просвещенные Духом Святым. – Какое учение преподается здесь? Небесная мудрость, принесенная с неба Сыном Божиим; ту же мудрость Дух Святой сообщил Святым апостолам в день Пятидесятницы; когда они стали говорить на разных языках. Оттуда же – с небес, именно с третьего неба – Святой Апостол Павел принес ту пренебесную мудрость, которая прописана в Его четырнадцати посланиях. Тут же во Храме Божием – читается жизнь Господа нашего Иисуса Христа, и жизнь и учение всех святых. Вот истинная школа, – вот истинное учение, – истинная наука Боговедения и благочестия! Но школа никогда не может быть церковью. Почему? потому, что учители в школах люди грешные, имеющие нередко нрав и дух мирской, так как и сами они, может быть, обучались в школах духа мирского. Какое их учение? Не единое на потребу – спасение, но многоразличное, по многоразличию вещей мира сего. Все их науки обращены на землю и на земные вещи, – для земной жизни только полезные. Чтоб школа делала детей не только ученными, но и истинными христианами – христианскими философами, литераторами, – надобно, чтоб эти науки имели дух и характер христианский, то есть, Дух Христов – Дух премудрости и разума, Дух ведения и благочестия, – а особенно дух послушания, кротости и смирения, – сей дух должен веять и в науках, и в учителях и в учениках, будучи непрестанно почерпаемый и поверяемый в источнике мудрости – Святом Евангелии. Чтоб из школы выходили истинные мудрецы – христианские мудрецы – надобно самую школу обратить в церковь домашнюю: Христос должен быть изображаем – и на возвышенном месте для молитвы и на кафедре учителей, – образы вселенских учителей на стенах; – учащие и учащиеся помнили бы, что одни учат, а другие учатся пред лицом Спасителя мира; наставники обращались бы с учениками, как Христос обращался среди апостолов; со страхом Божиим входили бы и выходили; дух кощунства, смехотворство, легкомыслие и пустословие были бы изгнаны из школы; всякое учение начиналось бы молитвою и оканчивалось молитвою; – начальники и учители старались бы всячески вкоренять в детей заповеди Божии, учение Евангелия; следили бы за поведением учеников повсюду; праздники и посты были бы строго почитаемы и выполняемы и теми и другими; жизнь Иисуса Христа и Святых служила бы образом для всех; пустые и кощунственные анекдоты, басни и поговорки, и выходки в речах – были бы изгнаны из класса; игры в карты, хождение в театр, на бесчинные зрелища – было бы запрещено ученикам вовсе, – тогда только школа превратится в церковь – в истинное училище христианское.

Господи! просвети учащих и учащихся истинного Боговедения – молитвами Царицы Небесной и всех Святых. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle