Источник

Поучение 65. В неделю 22-ю по Пятидесятнице

Блаженни слышащии слово Божие и хранящии. (Лк.11:28)

Вот, братие, – кого ублажает Господь из слушателей слова Божия. Во-первых, слушателей, а, во-вторых, и еще более тех, которые оное хранят и исполняют на деле.

Уже потому одно слово проповедника достойно внимания и слушания, что оно не его собственное слово, а слово Божие. Слушают слово там, где оное проповедуют, ибо св. Апостол Павел вопрошает: «можно ли веровать, если не услышишь, – можно ли слушать без проповедующего?»57. Поэтому тот человек никогда не уверует, который не станет слушать проповедующего. Но часто и слушающие ищут в проповеднике не слова Божия, но красноречия, не силы сказывания, но громкого голоса, приятной наружности. Это своего рода предрассудок. Чем слово проще, яснее, вразумительнее, тем оно более имеет силы и характера слова Божия. Человек любит говорить свысока, часто безрассудно, а Бог любит говорить просто и ясно, чтоб Его все разумели. Проповедник ничего не говорит от себя, а говорит то, что заключается в слове Божием. Зачем же осуждать проповедника? Если он толкует то, или другое слово Евангелия, объясняет то или другое изречение; может ли он сказать нечто другое, чего не заключалось бы в том слове или изречении? Когда мы видим богача страждущего во аде и просящего каплю воды для прохлаждения языка своего; то могу ли сказать, что во аде мучается не богач, а бедняк: если он просит каплю воды, то могу ли не сказать, что его мучит страшная жажда? Если он в муках, то могу ли не говорить, что эти муки происходят и от пламени горящего, и от окружающих грешника бесов, и от угрызения не усыпающего червя, и от представления, что дети и родные, живущие на земле подобно ему тоже и также будут мучиться, и от воображения того, что мукам этим не будет конца, от того, что он находится в тесноте, связан пленицами ада, лишен воли, устрашается бесами его окружающими, мучится от огня, от скрежета зубов. Скажите, кто станет говорить, что всего этого в аде нет и не будет? Очевидно, только не верующий не поверит этому, тогда как описание всех этих ужасов адских мы встречаем частью в писаниях пророков и Апостолов, частью в житии св. отец, которых писания мы постоянно читаем и стараемся знать и принимаем в руководство при объяснении слова Божия. Как же безумцы говорят, что мы от себя говорим, а не от писания, что мы свое измышляем, а не то говорим, что заключается в слове Божием? Если ты мудрец, то читай сам, сам умудряйся во спасение и не слушай наше безумие, а если ты не грамотен, а имеешь желание знать пути Господни, то должен внимать нашим поучениям. Мы для того учились, чтоб разуметь силу и смысл писания; для того и теперь день и ночь поучаемся в законе Господнем. Если же ты разумнее нас, то не слушай нас; если ты имеешь право говорить, имеешь голос и разумение, – поучай братий Христовых, жаждущих слова Божия; – тогда ты сугубую получишь милость от Бога: и за то, что ты сам поучаешься слову Божию, и за то, что других поучаешь, обращаешь на путь спасения. А если ты невежда в слове, то для чего бросаешь на нас камни злоречия? Зачем заграждаешь уста? Зачем останавливаешь течение речи? Разве ты не веришь, что тебе грозит за то тяжкое от Бога наказание. Но ты злословишь нас не за поучения, а за обличения. Для чего мы в поучении выносим грехи на суд всеобщий? Для того, чтобы вы сами видели свои грехи и осуждали бы их пред лицем Божим; ибо Господь сказал: «аще тебе не послушает, повежд церкви»58, то есть скажи в собрании церковном грех брата твоего, – пусть все рассудят и осудят его грех. Спрашивается: как мы исправим свою жизнь, если не будем обличать, открывать пороки и грехи друг друга? Ты меня за обличение считаешь своим обидчиком и врагом, а я врага моего считаю величайшим благодетелем; ибо никто так внимательно не следит и не смотрит за моими грехами, как мой враг, – за это я его должен благодарить и любить, ибо он один может исправить мои недостатки. Тот мне величайший враг, который скрывает от меня мои недостатки, пороки и грехи, да еще хвалит их. Похвали ты свое дитя за воровство, за ругательство, – посмотришь: какой он со временем выйдет тать и ругатель. Правда, что если отец сам такой же хищник, то он ни за что не исправит своего сына. Что сказать на это? Неужели и мы не можем обличать потому только, что мы такие же грешники, как и вы? Почему же нам не сказать: братия и други! Что это мы все грешим? Станем лучше исправлять свою жизнь, потому что за это нам угрожает тяжкое Божие наказание. Только станем друг друга взаимно обличать, – я во храме, а вы вне храма указывайте на бревна грехов моих, дабы нам всем, как-нибудь спастись. Все же вы, хотя и из грешных уст, слушаете слово Божие, а не человеческое, но не смотрите на то, что я, величайший грешник, проповедую вам оное; я буду отвечать пред Богом за то, что я не стану проповедывать – буду молчать, и за то, что, сам не буду исполнять; а вы за то, если не станете слушать, и за то, если не станете исполнять слышанного. Поэтому, если вы меня увидите в нетрезвом доме, или пирующим где, или сидящим на каком-нибудь пиршестве; то укорите меня, обличите и вразумите, но все же слушайте слово Божие мною проповедуемое. Послушаешь моего совета – хорошо, блажен будешь; не послушаешь, – Господь с тобою, для тебя же будет худо. Господь сказал в нынешнем Евангелии: «блаженны слушащие слово Божие, и хранящие оное». Полезно, весьма полезно слушать слово Божие, но гораздо полезнее и спасительное оное исполнять на деле. Если бы мы обличали друг друга, строже судили, то поверьте, жизнь наша была бы гораздо благочестивее; а поскольку мы лицемерим друг пред другом; частью стыдимся друг друга, частью боимся, а главное не любим искренно друг друга, и Бога не боимся; то поэтому и не обличаем друг друга, не исправляем, не наставляем. Если видим брата согрешающим, то говорим: «пусть себе грешит, – сам будет за это отвечать». О! Если бы сам отвечал, а то придется за него отвечать всем родным, друзьям и знакомым, которые могли бы его отвести от греха, но не отвели по нерадению. В самом деле, если ты увидишь свое любимое дитя упавшим в море, или в речку, или в колодезь, – не станешь ли его спасать? А почему же ты брата своего не спасаешь, упавшего в море грехов и беззаконий; почему ближнего не извлекаешь из бездны пороков и из огня загробного, которого ты должен любить, как самого себя любишь? Или ты не любишь ближнего так, как Бог велел? А я люблю тебя, потому и обличаю тебя, укоряю и угрожаю, если вижу, что ты грешишь, и погряз в болото пороков и беззаконий, и не хочу тебе льстить ни в чем, никогда. Твоя душа дорога для Бога, потому, что Он не пощадил Сына своего возлюбленного отдать на муки, чтоб только душу твою избавить от вечных мучений ада. Нет! Спасаясь сам, спасай и ближнего своего; если не попечешься о спасении ближнего своего – и сам не получишь спасения. «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие». Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle