Источник

Поучение 64. В неделю 21-ю по Пятидесятнице

Вышел Сеятель сеять семя свое: иное пало при дороге, иное упало на камень, иное упало между тернием, и иное упало на добрую землю. (Лк.8:5)

Христе Спасителю! Если Твое, исполненное благодати и истины, слово имело столь многоразличную судьбу, так что только некая малая часть оного пала на добрую землю, тогда, как по пяти и более тысяч душ народа ходило за Тобою и слушало Тебя; то какую пользу принесет сердцам человеческим наше слабое слово, когда нас слушают десятки, редко сотни человек! Разве мы не усердно проповедуем слово Божие? Разве мы не повторяем те же слова и беседы, которые Господь говорил ученикам Своим и народу в городе и пустынях? Разве мы не говорим богатым и знатным, что им далеко до вечного спасения, и что им трудно войти в царствие Божие, что их после смерти ожидает великое горе? Разве мы не говорим корыстолюбцам и пьяницам, соблазнителям и развратным, хищникам, лихоимцам и взяточникам, что они не войдут в царствие небесное, не получат вечного спасения, как сказал Дух Святый устами Апостола Павла?52 Однако многие ли слушают слово Божие? Многие ли из них имеют мягкое сердце? У одних сердце, как широкая дорога, – пришел, послушал и забыл, как будто не до него касается Божие слово, не к нему относится оно, не ему говорится: это богатые и знатные, у которых диавол, как птица семя на пути, похищает из сердец их слово и уносит. Говорим мы часто и торговцам, и земледельцам, воинам и людям служащим, но что ж? Заботы о торговле, попечение о тленных благах, труды по земледелию, занятия по службе, как терния, подавляют семя слова Божия. Говорим мы и нетрезвым людям, и любящим пиршества и веселие, забавы и щегольство, празднословие и осуждение, но разве падающее на камень семя может принести плод, когда оно не имеет земли и не может глубоко пустить корня? Об этих и говорить нелепо. Не сам ли Дух Святый сказал: «Пусть грешный еще грешит и беззаконный еще беззаконствует», пока созреет добро и зло, пока возрастут колосья добродетелей и пороков; настанет время, когда Господь пошлет Своих Ангелов, и соберут соблазны от всех четырех стран мира сего, отделят злых от добрых, плевелы от пшеницы, пороки от добродетелей, и одни отведены будут в рай, а другие брошены в ад – в огнь неугасимый. Вот какая ожидает участь праведников и грешников! Что может быть яснее этой истины? Посмотрит ли Господь тогда на наше оправдание, которое более нас обвиняет, нежели оправдывает? Да и что значит твое оправдание, корыстолюбец, если Господь в Евангелие сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет и весь мир, а душе своей повредит?»53. Какое оправдание можешь представить ты, который в церковь ходить не хочешь, а на пиршествах проводишь целые ночи? Какое оправдание представит сластолюбец, любящий увеселения и игры? Чем станешь извиняться, пристрастившийся к пьянству? Есть ли у вас, хотя у одного, св. Евангелие на столе, когда ваши дома наполнены разного рода роскошью? Так ли вы продолжительно молитесь Богу, как продолжительно предаетесь празднословию и рассеянности? Неужели это краткое время жизни нам дано для того, чтобы убивать это время забавами, пиршеством, осуждением ближнего, пищею, роскошью и сном? Когда же вы будете думать о вечном вашем спасении? Когда вы подумаете о смерти, о рае, об аде и вечности? Разве Бог не видит наших грехов? Почто же мы их прячем, скрываем от людей? Почто прячемся, как Адам в листья смоковные? Почто не бросим своих греховных привычек? Почему не приносим истинного покаяния? Почему не оплакиваем, как Петр свое отречение, как Закхей свое корыстолюбие, как блудница свое заблуждение? И что пользы из наших сокровищ? Какая выгода из наших удовольствий, если вдруг, без всякой причины, приключится нам болезнь и смерть? Разве люди не умирают по очереди и без очереди? Заболел и умер. И долго еще мы себя будем обманывать? Кто нас уверил, что мы долго проживем на свете? Здоровье наше? Разве здоровые не умирают? Богатство? Разве богатые не умирают? Молодость? Разве молодые не умирают? Что ты приобретешь веселою своею жизнью? Что пользы в друзьях и приятелях, если они не защитят тебя на суде Божием? Что пользы в игре, в роскоши, в богатстве, в постройках твоих, если все это оставишь, когда умрешь? Помянут ли тебя по смерти те, которых теперь ты так любишь? И неужели ты ради вечного твоего спасения не презришь свои тленные пожитки? И неужели ради спасения души твоей не употребишь трудов на молитву, на посещения храма Божия, на частое говение и очищение от грехов? Скажи мне: что ты доброго находишь на свете, если все на свете заражено ядом греха, если, вкусив удовольствие, ты познаешь и добро, и зло, и удовольствие, и горе, и приятность и слезы? Скажи: что приятного на свете? Капля удовольствия, а море слез. Кто из богатых или знатных не умер и не оставил богатства своего? Кто из работающих и трудящихся не бросил пред смертью все, что с тяжелым трудом собрал? Кто из пьяниц и картежников не умер нечаянною смертью? Читай св. Евангелие, посмотри на людей, подумай о тленности и суете мира сего, – все на свете суетно, все ничтожно и скоропреходяще! Неужели Бог так будет судить, как мы судим? Неужели Он, будучи бесконечно правосуден, все грехи наши простит без нашего покаяния? Неужели Он возвел Сына Своего Единородного на крест для того, чтобы мы грешили? Для чего же сей самый Сын Божий говорил часто: «Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное»54. «Покайтесь и веруйте во Евангелие»55, живите такою жизнью, как Я жил, не имея где главы преклонить56, идите на небо тем путем, каким Я шел, – путем креста, самоотвержения, бедности, убожества, скорбей и гонений; идите узким путем, тернистым, прискорбным: ибо веселый и широкий путь ведет в пагубу; идущие по нем не спасутся, а подвергнуты будут вечным мучениям». Имеющие уши слышати, да слышат, что говорит Сам Бог. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle