Источник

Поучение 66. В день Казанской Божия Матери

Смиряяй себе вознесется. (Лк.18:14)

Слова сии в точности исполнились на Матери Господа нашего Ииcуcа Христа, Царице небесной, ныне празднуемой, – это мы объясним в настоящем поучении.

Мир всегда думал и ныне также думает, что чем больше человек гордится и тщеславится – красотою ли своею, здоровьем ли, или богатством; тем более люди станут воздавать ему почтения, но на самом деле выходит противное. Чем кто тщеславнее, часто тот большему подвергается уничижению в жизни настоящей и будущей. Здесь – на земле часто видим такое превращение того, кто вчера был красив, тот сегодня от болезни стал безобразен, кто был силен вчера, того сегодня постигла немощь; кто вчера был богат и славен, тот ныне в бедности и бесславии. Кому бы, кажется, более гордиться происхождением, как не Матери Господа нашего Иисуса Христа, происходившей от царского рода, – кому бы более гордиться красотою, как не Той, которая как Сама была прекраснейшая из всех дщерей Иудейских, так и Сына имела прекраснейшего паче всех сынов человеческих? Кто был богаче Девы Mарии, которая на руках носила Того, в котором вмещаются все сокровища небесные и земные? Однако смиреннее Ея не было на свете, ибо смирение сделало Ее Материю Господа, который «призре на смирение рабы своея»59, сама Она проговорилась Елисавете. Да и какое смирение? Думала ли Она что Ея смирение так высоко Ее вознесет? На земле Она жила в бедной хижине Назаретской, а на небе предстоит одесную Сына своего возлюбленного; на земле была одета в бедную и скромную одежду, а на небе облечена в столь дивное и светозарное солнце, что светлейшие духи не могут взирать на Нее: херувимы и серафими с благоговением и трепетом окружают престол Ея; – на земле иногда Ей не доставало хлеба и воды, а теперь Она весь мир щедротами своими насыщает и напоевает; на земли Она встречала только врагов, а на небе окружена одними друзьями: мучениками, святителями, преподобными, праведными, постниками, пустынниками и всеми друзьями Божими. На земле Она была слаба и немощна, яко жена во плоти, а на небе облечена всемогуществом и властию Сына своего и Бога, – и не имеет ничего невозможного, как сам Бог. Поистинне на Ней исполнились слова, сказанные Господом: «Смиряяй себе, вознесется». Не так ярко в летний день сияет солнце, как Царица небесная сияет славою и красотою в поднебесной. Правда, мы сего не видим бренными очами нашими; за то святые Ее видели, например Андрей юродивый и многие другие. Вспомните, как Ей было на земле, когда Она, стоя при кресте, видела кровь, льющуюся с головы, рук и ног Сына своего возлюбленного? А теперь: где Она стоит, что Она делает? Ей уже не страшны римские воины; ибо грозднейшие херувимы и многоочимые серафимы окружают Ея престол никому недоступный. И действительно, Она ныне недоступна ни для одного нераскаянного грешника; за то для кающихся, хотя бы они были злее Ирода, жесточае Иудеев, несчастнее самого Иуды – говорю, Она всем кающимся доступна. Не ходи за Ней по горам, не ищи Ее за морями: там, где ты призвал Ее, – там и Она; где ты помолился Ей – там и Она, где ты заплакал – там и Она; где бы то не было: на поле ли, в хижине ли, в темнице ли, на престоле ли царском, или в море, – везде Она, везде Ее найдешь и встретишь, но особенно Она любит быть там, где находится Ея многочтимая икона. А потому, нет сомнения, что Она всегда пребывала и пребывает здесь, – в сем св. храме Она пребывает и слушает молитвы наши и песнопения Ей возносимые. Правда ли это? Правда. Если бы Ея пречистое тело было так тонко, как воздух, так быстротечно, как свет солнечный; то и тогда Она могла бы в одно и тоже время везде быть и все слышать. Если каждому святому Бог дал такое дарование, что он слышит не только нашу молитву, но и всех и каждого, всегда и везде и на всяком месте; то какового дарования не мог дать Господь своей возлюбленной Матери? Если Он не дал Ей более трех дней покоиться, во гробе, но с телом взял и вознес Ее на небо; то в чем бы еще мог Он Ей отказать? Да, Он дал Ей всю власть, какую Сам, как Бог имеет на небеси и на земли. Вот почему я часто повторяю вам: молитесь Ей постоянно, молитесь и просите, когда в чем вы нуждаетесь. Пастырь ли ты, – проси у Нея ревности и разума спасать души грешников, и Она даст оный; градоправитель ли, – проси мудрости и силы, и Она даст тебе; судья ли ты, – проси у ней различения правды, которой сам не добьешься и не лицеприятия, которого тебе не достает; наставник ли ты, – Она наставит тебя, как детей научат – разуму и смиренномудрию; супруг ли ты, – у Ней проси мира, любви и согласия, а детям своим счастия; – богат ли ты, или еще хочешь быть богаче, – проси Царицу небесную, Она даст тебе и богатство и научит, как его употреблять безгрешно; беден ли ты, – Она сама была бедна – по этому даст и тебе твердость переносить бедность: несчастен ли ты, – кто твоему горю пособит, как не Та, которая великое горе в жизни испытала, ибо нет на свете большего горя, как прятаться ежедневно от убийц, а потом видеть Сына своего в тяжких муках на кресте. Словом, все молитесь Ей, все просите у Ней помощи – и старцы и младенцы, мужья и жены, юноши и девы, – всех Она вас примет, всем подаст помощь, всех помилует и спасет.

Царица моя Преблагая, надежда моя Богородице, не забудь и меня грешного пред престолом Сына Твоего п Бога нашего, и людей сих, предстоящих пред пречестною иконою Твоей и со слезами молящихся; всех нас покрой и осени вседержавным Твоим покровом! О, Госпоже, Царице и Владычице, всех нас заступи и сохрани от всякого зла, как в сей жизни, так и в будущей! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle