Источник

18. Поучение в среду св. Четыредесятницы

Великую скорбь надобно иметь в сердце, чтоб очистить себя от грехов. Грешник теряет право на вступление в рай и на примирение с Богом. Грех, как некое страшилище стоит между Богом и человеком, – это непроходимая бездна между Богом и человеком; грех делает человека врагом Божиим; а если ты враг Божий, то друг диавола, друг мира, друг плоти. Поэтому, чтоб возвратить дружбу Божию, любовь Божию к нам – необходимо возненавидеть грехи и родителя их диавола, презреть мир и свои гнусные страсти. Как этого достигнуть? Посредством поста, молитвы, слез, чтения святых книг. Прежде и паче всего обуздай лютого своего врага – своё чрево. Положи себе законом: не вкушать много пищи; и при том употребляй пищу не питательную, и то однажды в день. Все, что разгорячает утробу – масло, рыбу, вино – все это оставь до времени, – так проведи, по крайней мере, время святой Четыредесятницы. Начнутся искушения, поднимется война с плотию, с миром – победи все соблазны и искушения, ни за что не поблажай себе, не поддавайся врагу – искусителю; ибо сказал Господь: «только побеждающему себя дам сесть на престоле Моем» (Откр.3:21) – это ты крепко помни и побеждай самого себя и свои желания. Не говори: «не могу», воля человека – великое дело, – на что человек решится, от того дела сам Бог отклонить не может. Лучше же добровольно браться за доброе дело, нежели за худое. Ты хоть однажды в жизни решись положить чрево своё в законе воздержания; хоть однажды испытай, сколько радостно душе, когда победишь самого себя; благодать, получаемая с постом, столько усладительна, что ты после этой радости, этого услаждения – ни за что в мире не захочешь ея променять. Очистивши свои грехи посредством поста и покаяния, прежде времени ты блажен. – Грешник несчастен; а праведник живёт на свете так, как бы в раю – ходит и наслаждается. Когда ты строгим постом сокрушишь дебелую плоть свою; то реки потекут у тебя из очей сладких слез, и из сердца отрадных излияний Духа Святаго. Ты тогда внутри себя – в своём сердце найдёшь много сокровищ, которыми радоваться будешь, как дитя. Ты найдёшь Бога в душе своей; а что на свете дороже Бога? Но дойти до такого состояния души можно только путём скорби, печали, воздыхания, – покаяния, сокрушения сердца. Если так чего-либо поплачешь – в горе, и то всегда становится легче на душе; сколько же легче тебе будет на сердце, когда ты поплачешь и слезами омоешь все грехи свои? Как легко будет тебе, когда ты перескажешь их духовнику своему; когда Господь простит все грехи твои; а он прощает в ту минуту, в которую ты решишься более не грешить. Ах! Как отрадно на душе такому грешнику! Правда, что слезы суть великая награда грешнику, – это дар Божий. Есть слезы горькие и слезы сладкие: первые очищают горечь грехов; последние – суть награда, утешение за добродетели. Преступник, как величайший грешник, лишается от Бога и того и другого дара. Решись на всякие скорби, озлобления, злострадания – тогда найдёшь и сладкие слезы. О, помоги нам, Господи получить всю душевную пользу от спасительного поста. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle