Источник

19. Поучение об исповеди

Случалось ли вам, христиане, находиться в окружном суде гражданском или военном, когда судят человеков – преступников? Сколько там бывает грозных судей, прокуроров, адвокатов, присяжных, свидетелей? При одном воззрении на эти лица, строго по законам судящие, на этих совопросников, истязующих подсудимого и допрашивающих свидетелей за присягою; и особенно на это многочисленное собрание народа всякого звания и пола, – все это приводит тебя в неизъяснимый трепет. Такой ли суд Божий? Но заметим, что суд Божий двоякий – земной и небесный, – первый суд, на котором все преступления, все грехи человека решаются по Божьему милосердию, для исправления, для приведения к покаянию человека; а другой небесный суд – где все грешники будут судимы по всей строгости правосудия Божия. О будущем страшном суде Божием мы говорили несколько раз, и ещё когда-нибудь поговорим; а ныне нечто намереваюсь сказать о земном – Божием суде. Какой же это, спросите, земной суд Божий? Это наша исповедь пред Богом и священником. Кто здесь судья? Сам Бог невидимо, но действительно присутствующий здесь. Кто свидетели? Бог, совесть и священник.

Кто обвинители? Пастырь, совесть и заповеди. Кто защитники? Покаяние, слезы, молитва, милостыня и – обещание впредь никогда не грешить. Чем оканчивается этот суд? Или запрещением приступать к Таинству приобщения – и то на некоторое время; или назначением епитимии – поста, молитвы, милостыни, обещанием: или совершенным прощением всех грехов, – с одним и единственным обещанием: более никогда не грешить. А если ты опять согрешишь, – то опять можешь бежать к духовнику на суд – и много раз, и всегда можешь приходить к нему с тем же обещанием, что ты более не будешь грешить. И долго ли так? Пока не перестанешь грешить. Правда, что с каждым повторением греха и епитимия должна увеличиваться. В таком разе духовник виновен, если легко судит грешника; за то Бог часто переменяет суд милосердия на суд правосудия, – и, когда человек не по слабости, а по беспечности и упорству продолжает грешить; тогда Бог начинает его нераскаянного наказывать, – то болезнями, то потерями, то убытками, то разными несчастиями; а когда видит, что грешник не хочет вовсе каяться, тогда наказывает смертию. Бывает и так, что Бог – даже после первого греха посылает смерть; когда видит, что этот человек до смерти не покается. Есть и такие грешники, которые всю жизнь грешат и всегда лицемерят на исповеди, и духовника обманывают сокрытием грехов своих; – но Бог долготерпит – или потому, что предвидит, что он пред смертию покается; или для того, чтобы грешник, презиравший Божие об нем попечение, после смерти получил тягчайшее наказание. Итак, христиане, приступите к милосердному судии Богу; откройте Ему все ваши грехи, все мучения совести, все греховные язвы сердца. На суде человеческом чем больше преступлений пересказываешь, тем больше обвиняют тебя, тем большее возлагают на тебя наказание; а на суде Божием – на исповеди, чем подробнее и яснее открываешь грехи; тем большее духовник имеет о тебе попечение; тем полнее над тобою бывает всепрощение Божие. Помоги нам Господи! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle