17. Поучение во вторник св. Четыредесятницы
Пришли вы в церковь говеть – святое дело; но как вы думаете говеть? Так как прежде говели? Если вы после говения более не грешили – говейте опять; а если грешили, и опять после говения думаете грешить; то лучше не говейте. Кто говеет и грешит, тот увеличивает только гнев Божий над собою, умножает кару Его, приготовляет для себя большие и большие мучения в будущей жизни. Неужели ты думаешь, что говением очищаешь грехи те, от которых ежегодно и после говения не отстаёшь? Если тот человек, который нарушает заповедь Божию одну, – тем самым нарушает все заповеди; то не так же ли и к тому, кто после говения грешит – возвращаются все грехи за все прежние годы содеянные – с прибавкой! Итак, подумай: если ты давно грешишь каким-либо грехом, то продолжительно говей: держи пост строгий, много и долго сокрушайся, проливай слезы; может быть Господь умилостивится над тобою. – А если думаешь опять грешить, нерешаешься отстать от любимого греха, – то лучше не говей; а тогда отговеешься, когда навсегда отстанешь от своего греха, презришь своё беззаконие и не согрешишь более. «А если я умру во грехе?», – ты спрашиваешь. Так перестань грешить. Но нет, – ты хочешь умудриться, – ты не намерен попу сказать о своём любимом грехе; но ты для себя же хуже сделаешь; ибо ты ещё более оскорбишь Бога; недостойно приобщаясь святым тайнам ты приобщаешься в суд и осуждение. За это самое Бог назначит тебе смерть – в такой день и час, в который ты и не ожидаешь. Ты говоришь: «Бог милостив», да, действительно милостив к тому, кто с великою скорблю и с сокрушением сердца оплакивает свой грех и перестаёт грешить. Но ты сам не милостив к самому себе, когда заповеди Божии презираешь, над страданиями Христовыми ругаешься и попираешь ногами драгоценную кровь Сына Божия. Ибо, так именно, так поступает тот, кто говеет и опять грешит, приобщается и опять грешит, говеет и приобщается – и опять любодействует, пьянствует, крадёт, гордится, гневается, клевещет, завидует, оскорбляет ближнего словами, осуждает и другие грехи делает.
Не веришь мне – ожидай болезни себе, – детей твоих, или другого великого несчастия, или смерти. Ты упорен во грехе; но и Бог правосуден, – благодари Его ещё и за то, что Он столько долготерпелив и многомилостив, и доселе ещё не погубил тебя. О, Боже, Боже! сколько мы упорны! Аминь.