Источник

161. В неделю 28-ю по Пятидесятнице

Не извинительны никакие причины, по которым человеки отказываются от пиршества Божия, или от царствия Божия, но последняя из трех причин, указанных в Евангелии, самая ничтожная, и даже бесславная. Безрассудно говоришь: „некогда мне идти путем спасения, потому что я купил землю – земля меня занимает, она меня отвлекает, – или сказать: „волов я купил“ – значит своим делом занять, – но сказать: жену поях, т. е., я женился, – или: я человек женатый, семейный, поэтому не пойду на пир Божий“. „Некогда ходить в церковь на богослужение, молиться Богу, соблюдать посты“; такое оправдание подобно тому, какое высказал Адам в раю: „зачем ты согрешил“? „жена, которую Ты, Боже, мне дал, та меня искусила“ (Быт.3:12). Так и теперь, многие мужья, женою или детьми извиняются в том, что они не могут идти путем спасения. Но ради одной обязанности никак нельзя отказываться от исполнения другой – да еще важнейшей. Жена дана в помощь человеку – как в делах житейских, так и в деле спасения. Ты работай на поле, или занимайся каким ремеслом и промыслом, а жена в доме пусть занимается хозяйством в течение шести дней, – наступает седьмой, Божий день – идите оба в церковь Божию, да и детей берите с собою, – молитесь и поститесь, и читайте священные книги – и все делайте то, что служит к вашему благочестию, или к вечному спасению. Нельзя одно делать, а другое упускать из виду. Поэтому, сколько ошибаются, заблуждаются, и тяжко грешат те, которые от дел благочестия отказываются ради жены, или ради дел семейных. И теперь много есть таких: звонят в церковь на богослужение, а человек принимается за какое-либо домашнее дело, – на базар собирается, или куда-нибудь. Поистине тяжко грешат те, которые считают важными дела свои домашние, а от церкви отстают! Строят огромные дома, магазины, – заводят экипажи, накупают много вещей, наряжают своих жен в такие наряды, что они более походят на чудовища, нежели на жен христианских, и что жена прикажет все то они исполняют, а Бога забывают, церковь оставляют, писания Божие не читают, постов не исполняют. Действительно – все дела в мире совершаются для жены и детей, а часто для одной жены, если детей не имеется. Но можно ли оправдываться этими суетными делами? Примет ли Бог это в оправдание там – на Суде своем, когда будет судить живых и мертвых? Бог дает тебе на земле богатство, – землю ли то, волов ли, деньги ли – чтобы то ни было, все это дается тебе на время, для того, чтобы ты имел пищу, одежду и жилище, значит вещи необходимые для тебя, но все это дает Он тебе, чтобы ты чувствовал Бога – Творца своего, и пользовался Его благодеяниями. А, между тем, все это земное, скоропреходящее, служит тебе не в пользу, но во вред. Не сказал Бог: люби землю, люби скотину, люби жену, „а Меня забудь, вечное спасение забудь“, а сказал: ищите прежде царствия Божия, – попекитесь о спасении, исполняйте прежде дела благочестия; а пищу, одежду и все прочее, нужное для временной жизни, Я вам дам без вашего прошения158. Кормлю же и одеваю всю тварь, – вам ли одним откажу в этом? Разве Я вам для того дал разум, чтобы вы думали только о земных вещах, – для того ли дал сердце, чтобы вы любили одну жену, пристращались бы к земли, к сокровищам земным? Нет! Я дал вам разум, чтобы вы Меня познавали; сердце дал, чтобы Меня любили – Творца вашего и Промыслителя. Не есть ли это идолопоклонство, – любить мир, и не любить Бога? О, христиане! безответны мы будем пред Богом на том свете!

Господи! вразуми нас творить волю Твою святую и совершенную. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle