Источник

Поучение 83. На 4-й день Рождества Христова

Благодарение Богу мы провели несколько дней праздника Божия; жаль, что не все минувшие дни провели по-христиански: кто два дня только ходил в церковь Божию, кто три, а кто и всю неделю, но большая часть христиан провела так праздники: по утру в церкви на молитве, а к вечеру в услужении Bелиару; поутру были набожны, а к вечеру горделивы и сварливы. Иные вечером собираются для разного рода развлечений. «Что ж делать?» – говорят, – «Работать грех, торговля еще не пошла в ход, надобно же провести как-нибудь праздничное время, предаваясь невинным удовольствиям». Как приятно, в самом деле, встречать христиан и друзей, и врагов, и родных и чужих – братски собравшихся на общую беседу? О чем? После об этом скажем, а теперь напомяну только о том, что я между собравшимися нигде не встречал братьев Христовых нищих, а виднелись одни наряженные христиански – в сребре, золоте, блестящих камнях и причудливых нарядах. Поскорбел я и о том, что ни на одном столе в домах пирующих не видел св. Евангелия, а одни предметы удовольствий. А если не бывает на таких собраниях Христа и Его св. Евангелия; то судите сами, можно ли эти собрания назвать христианскими? Назвать можно, но признать, одобрить, похвалить не приходится. Говорят: «дозволяется же проводить время в невинных удовольствиях». «Проводить время, – невинные удовольствия», надобно нам разобрать эти выражения, эти мысли. Куда проводить время, как проводить время? Неужели время наш враг, чтоб мы проводили его от себя, – как врага, как неприятеля? Время – драгоценный дар, данный нам для нашего употребления в настоящей жизни. Что же такое время? Ряд минут, часов, дней, месяцев и годов, в течение которых мы должны успеть, мы обязаны исполнить все, написанное в Евангелии, сделаться святыми и приготовить себя к вечности. Что такое время? Талант, за который мы должны купить себе рай. Это дорогой динарий, монета, золото, драгоценный камень, который мы должны употребить в дело, умножить его, рассчитать его, расположить по оному свою жизнь, свои дела, успеть наделать много добрых дел, очистить совесть, исправить жизнь и дать строгий отчет Богу за все время нашей жизни. Что такое время? Это величайший дар Божий, которого и крохами мы должны дорожить, а кто не умеет ценить, от того он отнимается. «Искупуйте время, яко дние лукавы суть»88, – говорит Дух святый. Не продавайте за ничто, но за дорогую цену продавайте время; ловите каждую его минуту и употребляйте на дело вечного вашего спасения, ибо дни времени ныне лукавы; люди, дела, страсти и враг наш диавол похищают у нас время, так, что мы не можем уловить часа на молитву, на богомыслие, на спасение души. Вихрь дел, суета, беганье, катание, хождение, попечение о пище, об одежде, о деньгах, о нарядах, о доме, о семье – быстро уносят нас, бросают нас во все стороны, так, что нам некогда и подумать о вечном своем спасении. Дни лукавы ныне потому, что лукава, обманчива и соблазнительна наша жизнь. Жены в кухне ее проводят, или за нарядами, или в посещении собраний, или в ежедневном приборе и уборе жилищ, или в попечении о детях. «Некогда Богу помолиться», – все жалуются. Как же достает время целый вечер – до полуночи просидеть в собрании за игрою, или в пересудах ближних? И вы это называете невинными удовольствиями? Уже они потому не невинны, а грешны, что они удовольствия. Разве крестносец–христианин может иметь удовольствия? Разве несущий крест на себе – тяжесть грехов – может обращать внимание на удовольствия? Разве сластолюбие, пьянство, роскошь, обжорство, обыгривание в карты, осуждение ближнего, – разве это невинные удовольствия? Зачем же после подобных пиршеств – утроба стонет, голова болит, игравшие пересорятся, или обидят друг друга, и на другой день после пиршества – угощавший жалуется на сделанные лишние расходы, а пировавшие не знают чем поправить расстроенную утробу? В древние времена был прекрасный обычай собираться: или для чтения Евангелия и писания св. отцев, или для угощения нищих. Очень жаль, что этот святой обычай забыт нынешними христианами. Скажите: что пользы от наших пиршеств, от нашей роскоши и наших удовольствий? Я не говорю здесь ни о лишней растрате денег и здоровья, – что пользы для души от подобных пиршеств? Некоторые говорят: «здесь дружба и родство сближаются». Нет! Мы видели, что из одной чашки кушают враги и из одного сосуда пьют напитки, и выходят из дому собрания такими же врагами, как и были. При взгляде на наряды змея зависти опутывает жен; при игре пробуждается демон корыстолюбия, обмана, хитрости, гнева, досады – особенно в душе проигравшегося. Ничего доброго здесь не увидишь, не услышишь. Жены хвалят взаимно друг друга, или наряды одобряют, или соперниц осуждают; мужья тоже – кто о торговле, кто о начальниках, кто духовенство пересуживает, кто время охуждает, кто происшествия передает в искаженном виде. Что тут невинного и безгрешного? Вот если бы на столе увидали мы св. Евангелие, а за столом угощаемого брата Христова; вот, если бы среди ваших собраний восседал пастырь ваш с сладкою речью назидания: об укрощении страстей, об обуздании нечистых помыслов, о христианских делах благочестия и милосердия, о спасении, о смерти, о рае и аде; тогда я сам искал бы места среди ваших собраний, сам что-нибудь доброе между вами прочитал бы, или сказал бы. Вот это то значит собираться во имя Христово; в таких только собраниях и пребывает Христос; ибо Он сказал: «где два или три соберутся во имя Мое, т.е. станут обо Мне говорить и о моих чудесах, и о Моем учении, тут и Я буду среди их». В таких только собраниях Господь и присутствует. А где собираются для пиршеств, для сластолюбия, для роскоши, для пьянства, для пересудов ближнего, там кто невидимо присутствует? Тот, который как лев рыкая ищет кого поглотить. Что за невинное собрание, после которого остаются плодами: угрызение совести, помрачение души, обременение утробы, боль головы? Разве не бывает так, что с пиршества выносят болезнь, которая низводит часто человека в могилу? Зачем же после подобных пиршеств, вы часто нуждаетесь в лекарствах? Зачем раскаиваетесь после подобных попоек и объядения? Церковь осуждает всякое излишество, предостерегает вас и требует от вас христианских добродетелей, христианского воздержания. Я знаю, что никто меня не послушает, время вкоренило этот языческий обычай, но наше дело напомнить, сказать, предостеречь, умолять, убеждать. Кто хочет, подумает и исправится, а кто не хочет исправиться, того могила исправит. Сказал Господь: «ты когда устраиваешь пир; то не зови родных и знакомых, а пригласи слепых, хромых, калек, вдов, сирот и нищих». Для чего? Для того, что за них Христос хочет быть твоим должником, и, за временные блага, хочет наградить тебя вечными. Не хочешь вечных благ – твое дело; а мы обязаны предлагать тебе оные и желать, чтоб ты оные получил. Не хочешь – не получишь, а получит тот, кто услышит из уст Божиих пред целым миром: «алкал Я, и ты дал Мне есть; жаждал, и ты напоил Меня; был странником, и ты принял Меня; был наг, и ты одел Меня; был болен, и ты посетил Меня; находился в темнице, и ты пришел ко Мне. Прийди благословенный Отцом Моим и наследуй царство, уготованное тебе от создания мира». Слышите, что скажет Христос пирующим по-христански? Что слышите теперь от меня, то услышите некогда от Христа говорящего на облаках; только мое слово слабо, а – от Его слова вострепещет вся вселенная и все народы, потому, что слово, исходящее из уст Его, будет меч обоюдуострый, повсюдные страшные громы повторят слова Его. Ей и Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle