Источник

Поучение 84. О покаянии

Часто приходят к нам люди знакомые и незнакомые, даже из дальных деревень, и спрашивают: «как мне каяться? как мне спастись?» и когда дашь ему совет; то он отвечает: «того не могу исполнить, а это слишком тягостно» или: «этого для меня мало, – этим путем едва ли я спасусь». То есть, чаще отходят от меня люди, подобно Евангельскому юноше, отходят со скорбью. Правда, что если в чем, то именно в деле спасения иеобходим наставник и руководитель; однако необходимо и со стороны человека полная решимость, желание, охота спастись. Можно и медленно, постепенно и продолжительным путем спасаться, стараясь умерщвлять свои страсти и отставать от грехов мало по малу; можно и разом взойти на высоту совершенства: это зависит от произволения человека, ибо во святом Евангелии для всех спасающихся написаны правила, представлены примеры спасающихся и неспасающихся, – читай, и все, что во Евангелии написано, исполняй? Если для тебя св. Евангелия мало, читай жития святых отец: там примеры спасения и падения столь поразительны и ясны, что ты можешь видеть ясно: каким путем и каким средством и тебе можно спастись? Мы не говорим о мучениках, их путь жесток; но там есть мученики произвольные, которые не тело свое мучили, а свои страсти: есть и такие, которые мучили голодом и холодом свое тело для того, чтобы выжить из тела своего страсти и грехи; ибо чем тяжелее грехи, тем сильнейшие надлежит употреблять средства; ибо есть страсти и грехи, которые так глубоко врезываются в совесть, так глубоко входят в сердце, что их можно только продолжительным постом, многими поклонами, строгим житием, многоразличными злостраданиями изгладить, искоренить. Например: привычка к пьянству, к распутству, к гордости, к сребролюбию, к нарядам, к осуждению и подобные, которые обращаются в природу человека. Природу же трудно переделать, все равно, что черного Ефиопа сделать белым, тигра сделать кротким. Вот почему: чем тяжелее грехи, тем суровее должно быть покаяние; тем строже человек должен наказывать сам себя. Варвар разбойник, убивший до трехсот человек и двух священиков, наказал себя так: с самого начала покаяния, когда он объявил священнику свои грехи, – он пробыл у священника три года, и ползал на локтях и коленах, как скот четвероногий, не вставая с земли: считая же себя недостойным быть с человеками, он ел и пил с псами; потом со скотом пасся в лесу двенадцать лет, вкушая одну траву, а как он телом был совершенно наг; то сделалась кожа на нем от зноя и холода, как кора фиников; причем он почернел, как уголь, и стал произвольным мучеником. Потом в лесу был кем-то убит стрелою, как зверь, и погребен священников по христианскому обряду. Но затем при гробе его многие стали получать исцеление от болезней. Через несколько лет, по вскрытии гроба, нашли тело его нетленным, источающим целебное миро. – А вот пример легкого покаяния. Преподобный Емилиам, сознав на старости лет греховную жизнь свою, вступил в монастырь, и, заключившись в одну пещеру, день и ночь со смирением и слезами воздевал руки свои к небу, постясь и молясь непрестанно; по успении его, игуменом был услышан с неба глас. «Емилиане! Прощены тебе все грехи твои». Вот какое покаяние приносили кающиеся грешники! Станем же и мы каяться, станем и поститься, и молиться пред Богом; станем удручать себя суровыми подвигами жизни, лишая себя всякого утешения, и Господь умилостивится над нами и простит все наши прегрешения. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle