Источник

Поучение 85. Об очищении себя и от малейших плевел греховных

Известно, что мы боимся только тяжких и больших грехов, но грехов малых мы вовсе не боимся и не бережемся. Пока грех находится в мысли нашей, или в нашем сердце, мы это не считаем даже за грех; а когда грех совершаем на деле, тогда уже признаем его за грех; когда на нас нападет страх, когда нас станет мучить совесть. Но спросите: не от малого ли греха рождается большой грех? Не от малого ли зерна вырастает большое дерево? Нет! Ты в самом начале должен пресекать грех, искоренять, вырывать его. Когда из малого сделается большое дерево, тогда ты его не вырвешь, потому что оно пустить глубокие корни; – так когда грех еще только в мысли, или только уязвил твое сердце; тогда ты легко можешь его удалить от себя, переменить грешную мысль – на хорошую, желание грешное – на доброе, однако уже и мысль и сердце твое осквернены грехом; такое приражение мысли и желания ты должен исповедывать пред духовником, и слезами и покаянием очищать свою душу. Откуда это видно? Это видно из того, что диавол часто и мыслями нашими пользуется и желаниями. Один инок, посланный за делом в город, при возрении на красивые лица мимо проходящих уязвился сердцем. «По возвращении в монастырь преподобный Пафнутий сказал: «вот человек да не тот уже». Bерно на лице инока остались следы любострастных пожеланий. В одно время диавол крючьями тянул из церкви двух иноков; тянул тогда, когда у них рождалась мысль о выходе из церкви: а когда они от себя отгоняли эту мысль, то и диавол от них отступал. По окончании Богослужения преподобный Пафнутий, который видел это – посоветывал им исповедью исторгнуть мысленные плевелы. Некоторый инок – сын богача, стоя со свечою, пред преподобным Венедиктом, подумал: «зачем я служу стоя этому худому старцу?» «Перекрести, чадо, твое сердце; почто такие гордые помыслы в тебе прозябают?» – сказал ему преподобный. Если святые видят эти грешные помыслы в человеке, то нет сомнения, что их видит и Всевидящий Бог. Вот ты не успел подумать зайти в питейный дом, диавол тебя уже тянет туда, как тех иноков тянул из церкви. Ты только подумаешь отнять что-либо у твоего ближнего, или утаить, или вступить на путь разврата, диавол тут же оказывает тебе свою помощь. Да, в грешном деле диавол первый и скорый помощник; так как в хорошем, добром и святом деле, всегда помощника твой сам Бог. Вот почему не только делать что-либо грешное, но и думать о грехе мы не должны, дабы не осквернить нам нашей души и не оскорбить Всевидящаго Бога. Как прискорбно, что многие из нас и не наблюдают за своими грешными мыслями тогда, когда их именно вселяет диавол, как сказал о сем сам Христос, говоря: «когда человеки спят, то приходит диавол и всевает плевелы среди пшеницы», то есть, когда человек нерадив, не бодрствует над собою: то ему диавол внушает, всевает худые мысли, и когда эти мысли переходят в сердце; он тогда, как ключем, ворочает грешными желаниями человека. Мученик Тимофей висел на древе; – муч. Мавра до своих еще страданий, разряженная и духами напрысканная, подошла к мученику: но он стал просить отца своего, дабы он полотенцем обвязал его лицо, дабы ему не обонять смрада душевредных; женских запахов. «Ты еще выходила из дому, как уже я видел диавола идущаго за тобою, – с ключем, которым вращал твое сердце». Вот сколь отвратительны для святого помыслы и желания и наряды грешные, и как диавол человеку услуживает в этом случае! Станем же, христиане, вырывать и малейшие былинки грехов из своего сердца, дабы не возрасли оне в большое многолиственное дерево грехов, и дабы не быть нам в руках диавола, и не избегнуть нам за то гнева и наказания Божия.

Господи! Сохрани нас от всякаго грешного желания и от всякой грешной мысли. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle