Источник

Поучение 86. Об искушениях

Господи! невведи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. (Молит. Господ.)

Бог и не вводит никого в искушение, потому что желает человеку спасения, а не погибели: Бог хочет всем спастися и в разум истинный прийти, и не искушает никого. Кто же искушает человека? Кто приводит к соблазну и к падению? Своя воля, – хочет человек согрешить – и согрешает. Апостол Иаков говорил: каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же зачавши, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть89. Отчего же похоть в человеке рождается? Или по воле самого человека, или по воле самого диавола. Вместо того, чтобы потушить зачинающуюся похоть, иной добровольно возжигает ее в себе; потому, что не знает какой это огонь? что это за похоть? не знает, что это огонь геенский, или что этот огонь, раз возженный, всегда будет возжигаться, и до смерти не угаснет. Диавол употребляет все, чтобы возжечь в человеке этоть огонь: для этого употребляет и лица, и вещи, и видение, и слышание и вкус. Бог попущает такое искушение или для того, чтобы человек борьбою против искушения заслужил большую награду, или для того, чтобы показать бессилие диавола, ищущего гибели человека, или для того, дабы человек видел свою немощь, и чаще прибегал с молитвою к Богу; «не будь искушений не было бы спасаемых», сказал один святой. Можно ли было бы христианина называть воином Христовым, если бы он не сражался, если бы не было неприятелей и поприща для войны? Не для сего ли дается нам и оружие: вера, крест, слово Божие, и другие? Облекитесь во все – оружие Божие, – сказал св. Апостол Павел, – чтобы вам можно было стать против козней диавольских90«. Да, человек умер бы от одного страху, если б он явно увидел огромное и страшное и всехитрое ополчение против него полчищ диавольских. Диавол день и ночь бодрствует над человеком, и ищет такой скважины, такого входа в его душу, чрез который мог бы войти в него и возжечь в нем похоть. Для сего действует чрез очи, слух и вкус на его мысли, а чрез мысли на сердце, – в котором если человек долго держит грешную мысль, воспламеняется и скоро возжигается страсть, похоть, а похоть, говорю, есть тот же геенский огнь. Поэтому лучше обжечься огнем, нежели воспламениться похотию. К преподобному Луке пришли три женщины на исповедь, но он отказал им в этом; одна из них громко произнесла свой грех, и тотчас в преподобном Луке зажглась похоть, и он три дня, и три ночи постясь взывал к Богу о помощи, и о избавлении его от сей похоти, и Ангел сошел с неба и удицею из сердца вырвал оную. Преподобного Мартиниана блудница склоняла на грех, но он бросился в горевший костер, чтоб обжечься, но не допустить до себя похотствования. А чтоб навсегда избавить себя от искушений, он поселился для этого на один среди моря лежащий камень. Что ж диавол устроил? Он разбил некоторый корабль, на котором плыли и мужи и жены, и одна девица на доске плавая, прибыла к тому камню, на котором спасался преподобный Мартиниан, но он бросился в море, и хотел лучше погибнуть в море, нежели впасть в искушение, и погибнуть в воде, но дельфины подхватили его и принесли на берег. Так-то святые отцы боялись похоти – сего адского огня, а мы? Мы все средства употребляем, чтобы возжигать этот огонь; для сего употребляем и очи, и слух, и вкус, и пищу, и напитки, и деньги, и наряды, и вещи и все, все. Вот почему мало из мирских людей спасающихся! Нет! День и ночь станем взывать к Богу, чтобы Он не только не попустил нам впасть в искушение, в соблазн, но совершенно избавил бы нас от лукавого диавола, ищущего погибели нашей. Господи! Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle