Источник

Беседа на Сретение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Исихия, пресвитера Иерусалимского120

Настоящий праздник именуется „очищением», каковой праздник не погрешая можно назвать „святым святых»: ибо ныне возглавляется все таинство воплощения Христова. Младенец Христос ныне исповедан был Богом. Седяший на престоле Творец естества нашего ныне принесен был на груди и принес пару мысленных голубиц – Симеона и Анну.

Историю праздника евангелист Лука так излагает: И егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисееву, вознесосша Его во Иерусалим, поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется: и еже дати жертву, по реченному в законе Господни, два горличища или два птенца голубина (Лук. 2:22–24). Пострадавшему за нас надлежало принести очищение, – не пощадившему за нас собственной крови подобало не пощадить двух птенцов. Итак, Законодатель служить закону ради закона, и возвещающий свободу духа подчиняется букве, – не отстраняет Моисея, чтобы со временем соделаться достойным веры свидетелем. „Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву». „Их» – кого это? Иосиф не был отцом и не был подвержен очищениям; Мария и Младенец также не нуждались в очищениях. Сказано: „если женщина родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней» (Левит. 12:2); но Мария, как не воспринявшая семени, не нуждалась в очищениях. По закону: „если женщина родит младенца мужеского пола, будет нечиста семь дней», потому что она привела второго Адама в жизнь; а если женщина родит младенца женского пола, то будет нечиста две недели (Лев. 12:5), т. е. двойное время, так как от Евы снова рождается Ева, немощный сосуд, руководительница преслушания. Впрочем, если ты слышал о преступлении жены, то знай и то, что жена привнесла в мир девство, вместила во чреве Бога Невместимого, – плотски родила Воссоздавшего род наш, – первая начала проповедь воскресения. Сказано: „жена, которая родит младенца». Но Богородица была женой, а женского не потерпела: ибо чрево Ее не приняло семени мужа, девственный виноградник не подвергся заступу, так что делалось приношение не за Нее, а за весь род: ради нас обрезывается Христос, для нас Он приемлет крещение, за нас совершаются законные очищения. Проливая слезы, Он омывает природу; неся крест, Он освобождает нас от ярма греховного; подвергаясь оплеванию, Он освобождает Адама от оплевания проклятия.

„А когда исполнились дни очищения их, принесли Его в Иерусалим, как написано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу“. Христос же, как мы сказали, исполнил собственный закон для закона: ибо Он не отверг, а оставил затворенными врата Девы, – не нанес ущерба Родившей, поскольку целым оставил Ей образ девства. Если не веришь, узнай у Иезекииля: обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки: и сия бяху затворенна. И рече Господь ко мне: врата сия заключенна будут, и никтоже пройдет ими, и будут заключенна (Иезек. 44:1–2). Всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется. Сей (Младенец Христос) не только святой. Сколько Он превосходит святостью, столько превзошел заповедь закона; однако, исполняет реченное в законе Господнем о двух горлицах или двух птенцах голубиных. Закон повелевал – агнца и птенца, а при бедности приносящего двух горлиц или двух птенцов голубиных. Оставив без внимания приношение богатого, евангелист Лука вспомнил волею Обнищавшего для нас. Обвитый в яслях откуда Он принес бы ягненка? Впрочем, у Него совсем не было нужды в агнце: Он Сам был Агнец Божий, истинный Агнец; Он приносил Самого Себя в жертву за мир. Поэтому Евангелист опустил то, что повелел закон, а обозначил то, что созидает Христос.

Далее говорится: И се бе человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон. И человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем. И бе Ему обешанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Xриста Господня (Лук. 2:25–26). Велико богатство Симеона, разнообразно оружие полководца, исполнено плодов растение, изобильна гроздиями лоза. Человек определенно именуется Симеоном; притом говорится, что он праведный и благочестивый, искал утешения Израиля, и Дух Святой был на нем, и ему было предсказано, что он не увидит смерти, прежде чем увидит Христа Господня. Вот – человек! где? – в Иерусалиме. Дивное слово! человек в Иерусалиме, <слово нераспознанно> котором Сам Господь говорит чрез пророка Софонию: «изыщу Иерусалима со светильником, и не найду» (Софон. 1:12). Светильником Пророк обозначает не свет, а именует закон. И вот, человек – в Иерусалиме, и имя ему Симеон. Это нареченное имя значит – „услышание“; а где – совершенное слышание закона, там – исполнение запо- ведей, путь благой жизни, т. е. то, чем определяется истинный человек, о котором рассуждает в своей речи Евангелист. „И человек тот праведный и благочестивый, чающий утешения Израиля“. Вот правая цель – искать не своего, а ближнего и многих, искать общего спасения, а не частного блага. „И Дух Святой, говорится, был на нем“: Симеон был колесницей Владычней, престолом Божиим, и потому он руками принял Царя веков. И было ему предсказано не видеть смерти, прежде чем увидит Христа Господня: т. е. было предсказано от жизни перейти в жизнь, от света направиться к Свету, ото дня преселиться ко дню, не устареть, но возобновиться. И прииде духом в церковь (Лук. 2:27). Источник отвел жаждущего к источнику. И егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем, и той прием Его на руку своею (Лук. 2:28), – взял на руки Держащего в руке вселенную, Отмерившего небо пядью и всю землю рукою. И каким образом Симеон вознес жертву, не принадлежащую ему? Он не был священником, ибо не сказано этого, – не был и левитом, так как одному племени левитов унаследовано служение; но он был праведный (а праведник имеет в себе священство); он был благочестивый (а благочестивый имеет помазание в себе). И держа Младенца, Симеон сказал: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Tвоему, с миром. Ныне отпущаеши: пришло время оставления, приблизилось пленных освобождение, долгов разрешение; родился Царь, освобождающий находящихся в темнице, избавляющий заключенных, призывающий к жизни находящихся в смерти. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. Вижу Владыку, говорит Симеон, зрак раба приявшего; Он не принял бы образ раба, будучи Владыкой, если бы не определил облечься рабом Владыки; Он не изменил бы чина и не умалился бы, будучи Всевышним, если бы не восхотел лежащего низу возвести на высоту. Но как Ты отпускаешь его? По глаголу Твоему, с миром: ибо если словом Он призвал тварь, то словом освобождает владыку твари. „С миром“ каким? – крестным. Оный меч отсек главу тирана и дал мир ополчившимся со Христом. Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал. Очи видели то, что многие желали видеть и не видели, – Бога во плоти, Солнце светящее в туче; видели очи мои спасение Твое, т. е. видели воплощение, чрез каковое Ты совершил спасение людей: ибо не видели нагое Божество, так как Бога, каков Он – в сущности, никто из людей не увидит. Яко видесте очи мои спасение Tвое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля. Общи и неделимы блага для иудеев и народов. Пусть не неистовствует иудей, пусть не соблазняется книжник, пусть не тревожится о своем царстве Ирод, пусть не боятся о священстве Анна и Каиафа. Пришедший всем дает, ни от кого не получая, – обильно раздает, без меры дарует.

Иосиф и Матерь Иисусова дивились сказанному об Иисусе (Лук. 2:33), как Он имеет соделаться Сыном Человеческим? дивилась Мария, как раба родила Освободителя твари. И сказал Симеон: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: на падение остающихся в неверии и на восстание перешедших в веру из неверия. Христос был Камень, лежащий на создание: но слепые глазами претыкались о Него. Пали вместе Иуда и Петр: один сказавший: что ми хощете дати, и аз вам предам Его (Мате. 26:15), другой изрекший: ныне душу мою за Тя положу (Ин. 13:37) (тогда как ему нужно было знать, что смертный не дает душу за бессмертие), и еще: аще ми есть и умрети с Тобою, не отвергуся Тебе (Матф. 26:35), тогда как он мог бы сказать: „если укрепишь меня, я не отрекусь от Тебя; если обезопасишь меня, я, слабый, не убоюсь крушения“. Но одно было прегрешение языка, другое – сердца: поэтому Петр павши восстал, и соделался руководителем других павших; а Иуда низринулся в пропасть, бросил сребреники и, взяв вервь, удавился... Почему знамение креста пререкаемо? Во время распятия Христа иудеями солнце померкло; земля колебалась, народ взывал: распни Его (Ин. 19:6); и камни, не вынося тяжести поругания, распадались; священники и книжники говорили: помянухом, яко льстен Он рече еще сый жив: по триех днех востану (Матф. 27:63); и сотник взывал: воистинну, Божий Сын бе ceй (Матф. 27:54). Однако и доселе слово крестное для иудеевъ – соблазн, для еллинов – безумие, а нам званнымХристос Божия сила и Божия премудрость (1 Кop. 1:23–24).

И Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да откроются от многих сердец помышления. Под оружием разумеется разделение, так как меч разрывает и разделяет тела и души сомнением. Хотя Она была Дева, но жена: хотя и Богородица, но – из нашего состава. Меч прошел Ее душу, чтобы открылись разнообразные помышления многих сердец относительно Христа, во время страданий, подвергаясь великому колебанию вследствие потрясения от страдания, так что ученики, совершавшие путь с Клеопою, говорили ему: „неужели ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?.. что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк“.. (Лук. 24:18–19)? Итак, они помышляли о Нем, как о Пророке и Спасителе Израиля, но вследствие страдания составили о Нем превратное мнение относительно спасения Израиля, поколебались. Произошло же это не напрасно, а дабы показать, что буее Божие премудрее человеков есть (1Кор. 1:25). В страдании Христа все рассеялись и поколебались, даже избранные ученики и Матерь; но оно всю вселенную утвердило во Христе Иисусе Господе нашем, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне, и присно и во веки веков. Аминь121.

* * *

120

Сконч. в 433 г.

121

См. Curs. Соmpl. Раtrolog. edit. Migne, sеries grаеса, tom ХCIII, col. 1468–1478.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle