Источник

Беседа на Сретение Господне. Св. Тимофея, епископа Иерусалимского (VI в.)

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко....

Между людьми только тот – совершен, кто более всего заботится о приобретении праведности. Нет ничего жизненнее праведника; по Божественному речению: праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго (Премуд. Солом. 5:15–16). Нет ничего вожделеннее праведного; по Божественному Писанию: праведник яко финикс процветет, вследствие постоянной сладости веры: и яко кедр, иже в Ливане, умножится (Псал. 91:13) за досточтимость Богопознания. Во время искушений ничто так не предстательствует, как праведность; по Божественному изречению: много скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Псал. 33:20). Праведный от нечестивого рода преселяется с самым телом к достосвященной жизни: свидетель моего слова – праведный Енох. Праведник в потопляемом мире чудесно избавляется от кораблекрушения, управляемый Божественным кормилом: свидетель моему слову – праведный Ной. Праведник среди диавольского искушения – непобедимый борец: свидетель моего слова – Иосиф. Праведник находясь на поле брани, среди смертей управляет течением солнца и лупы: свидетель моего слова – Иисус Навин. Праведник в небольшом телесном возрасте разрушает медную гору, убеждая в том, что не телесная сила производит победу, а твердость веры: свидетель моего слова – праведный Давид. Впрочем, чтобы не тратить время на перечисление добродетелей святых, обратимся в своем слове к последнему праведнику. Кто же – последний праведник? Это – Симеон, ныне упомянутый в Евангелии от Луки. Он – последний и первый: последний подзаконный, первый благодатный, иудей жертвоприносящий, христианин благодарящий, законник читающий, ангел знающий. Симеон, о коем ныне было читано, избранный из фарисейского рода (как роза от терния) и первый взысканный благодатною милостью, настолько возвысился в праведности, что в самом теле принял Божественное обетование не исходить из настоящей временной жизни до тех пор, пока на телесной груди он не обнимет вечный живот – Господа нашего Иисуса Христа.

Итак, праведный Симеон, возжелавший узреть Господа до вочеловечения, видел Его в вочеловечении и принял Его в объятия и возжелал освободиться от рабства телу, взывая к явившемуся Младенцу, Владыке всяческих, как ты слышал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое (Лук. 2:29, 30). „Я видел и буду отпущен, чтобы не удерживаться здесь; я буду отпущен в мире, дабы не быть удержанным в печали; я видел славу Твою, хоры ангелов, славословие архангелов, тварь веселящуюся. И ныне получаю разрешение, дабы не видеть против Тебя дерзновения соплеменных иудеев, дабы не видеть раба ударяющего Тебя, копья касающегося Тебя, солнца помрачающимся, луны уменьшающейся, стихии изменяющимися, Тебя пригвождаемым ко кресту, камней расторгающимися, завесы храма раздираемой. Не перенося дерзновения, и сами стихии сострадают Владыке: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей.

Что – же Евангелист? Ты слышал сказание его. И бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: и человек сей праведен, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем. И бе ему обешанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. И прииде духом в церковь (Лук. 2:25–27). Что значит: и прииде духом в церковь. Слушай внимательно. В то время, когда Симеон, находясь дома, молился об исполнении предсказания, Иосиф и Дева рассудили внести Младенца Иисуса во храм, чтобы сделать им установленное по закону, тотчас Дух Святой явился очам Симеона и возбудил его, сказав: „восстань, старец, приблизилось предсказание: иди скорее! Пришел Отпускающий тебя; пришел Еммануил. Тотчас отправляйся во храм; пророчествуй во храме священное о священном рождении».

Поэтому Симеон, воскрыленный сильнейшим желанием, осененный Духом, предупредил; Иосифа и Деву во храме, но держимого Младенца не предупредил: да и как он мог бы предупредить Того, Кто – вездесущ? Иосифа и Марию Симеон предупредил во храме и придя стал у дверей, ожидая откровение Святого Духа. Остановившись во храме, Симеон видел много матерей, со своими детьми пришедших принести жертву очищения матерей, в обыкновенном человеческом виде; а одну Деву, окруженную неизмеримым и Божественным светом, и поспешно отделил остальных матерей, взывая ко всем: „дайте мне место, чтобы увидеть Предвидевшего меня. Зачем служанки сообщаются со Свободной? зачем вы приносите своих детей к жертвеннику? отойдите отсюда. Принесите Дитя древнейшее Авраама». Затем, взяв на руки явившегося Богомладенца, Симеон благословил Иосифа и произнес пророчество о Господе, говоря Деве: „Что Ты взираешь на чадо, как на Твое и не Твое? Для чего Ты часто подносишь Ему грудь, желая иметь Младенца цветущим? Он не нуждается в пище: Он Сам – податель манны. Зачем Ты производишь движения рукою, желая усыпить Младенца? Он не дремлет и не желает сна по сокровенному достоинству Божества, ибо о Нем пишет Пророк: не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля (Пс. 120:4). Что Ты взираешь на чадо? Сокровенной силой Божества Он простер небо яко кожу, повесил землю на ничесомже. Это Чадо руководит солнцем, управляет луною, удерживает ветры в сокровищницах; это Чадо – Владыка всех тварей. Слыша о такой Его силе, имей, Дево, не житейское, а духовное благоразумие: ибо се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие, яко да открыются от многих сердец помышления (Лук. 2:34–35).

Итак, Симеон сказал это о Младенце Иисусе по откровению от Святого Духа: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили. Истинное слово о Господе, поскольку не Своею силою, а по откровению от Святого Духа Симеон говорил все о Господе, обращаясь к Деве. Се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили – на падение неверных, на восстание верных, – на падение синагоги, на восстание Церкви, – на падение демонов, на восстание святых, – на падение Иуды, на восстание Матфия, – на падение разбойника, находящегося ошуюю, и на восстание разбойника, находящегося одесную. На падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо. Истинное слово: в знамение пререкаемо. Господь явился в рождении Девы: ибо велико знамение – то, что Дева родила и опять осталась Девой. А что действительно Дева – знамение пререкаемое, послушай Исаию, который говорит Ахазу: „проси себе, знамения во глубину, или в высоту“, и далее (после того как Ахаз сказал ему: не имам просити ниже искушу Господа): Сам Господь вам даст знамение“. Какое же?Се Дева во чреве зачнет (Ис. 7:10–14). Об этом знамении во Владычнем рождении Девы, которое имело стать пререкаемым и спорным, предрек Симеон, говоря Деве: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили и в знамение пререкаемо. И Тебе Самой в душу пройдет оружие, яко да откроются помышления от многих сердец.

Изречение Симеона: и Тебе пройдет душу оружие не обозначает мученической кончины Матери Божией от копья, как казалось некоторым. Медное копье раздирает тело, а не разрушает души. Поэтому Всехвальная во всех родах Пресвятая Дева преселилась в горние селения к Тому, Кто имел селение в Ней, и остается доселе бессмертною. Симеон говорит: и Тебе Самой душу пройдет оружие, яко да открыются помышления от многих сердец. Оружием, проходящим душу, Симеон назвал здесь скорбь, какою Она имела опечалиться, как долженствующая потерять Пришедшего взыскать заблудших. О том, что Она была одержима скорбью о Сыне, рожденном из Ее девственного чрева, ты слышал у Евангелиста Луки: и егда бысть Иисус двонадесяте лет. Это сказал Евангелист о Боге Слове, Единородном Сыне Божием, Творце времени. Итак, когда Иисус был двенадцати лет, Иосиф и Мария пришли с Ним по обычаю в Иерусалим на праздник; когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме. И не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими; прошедши же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми, и, не нашедши Его, возвратились в Иерусалим, ища Его (Лук. 2:42–45). Вот где исполняется сказанное Симеоном Деве: и Тебе Самой душу пройдет оружие, – оружие печали, ибо хотя Она – дева и Матерь, однако чревоносила и пеленала и имела материнское попечение, как мать о Сыне или чаде. Итак, подумав, что Отрок потерян, Мария отыскивала Его в течение трех дней, и в печали сердца взывала: „увы мне, несчастной! Когда Я чаяла благополучия, тогда потерпела ущерб. Кто похитил Мое сокровище? Никогда уже не услышу: „благословенна Tы в женах»! Никогда не скажут: „блажено чрево носившее Тя“! Елизавета радуется, а Я сокрушаюсь; она имеет воина, а Я лишилась Царя; раб сохраняется, а Владыка не является. Где – целование Гавриила? Где – поклонение волхвов? где – веселие пастырей? Когда Я надеялась царствовать, лишение овладело Мною». Эту печаль, как оружие проходящее душу, предсказал Симеон, говоря Деве: „и Тебе Самой душу пройдет оружие«. Евангелист не сказал: „победит или овладеет оружие», т. е. на немного времени Ты опечалишься и быстро освободишься от печали. Что действительно Дева опечалилась, считая потерянным Пришедшего взыскать погибших, об этом послушай у Евангелиста. „Чрез три дня нашли Его во храме, сидящего посреди учителей, слушающего и спрашивающего их. И Матерь сказала Ему: „Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя (Лук. 2:48). Почему Ты не пошел с нами? Для чего Ты сидишь среди учителей? Как Ты, совершенно неученый грамоте, учишь и спрашиваешь? Зачем Ты возбуждаешь против Себя клевету? Или Ты желаешь, чтобы Я лишилась чада? Смотри, какие огненные взоры они бросают на Тебя. Смотри, как они скрежещут зубами своими против Тебя, подобно диким зверям, возбуждаемым против агнца. Чадо! что Ты сделал с нами? вот, Отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя». Но Господь, открывая им сокровенное в бедном вочеловечении достоинство Божества, отвечает, говоря: „зачем вы искали Меня? и где вы искали Меня? Ведь на небо вы не взошли? во чреве китове вы не поселились? Разве вы не слышали пророчества Симеона? Не исповедал ли он Меня Господом Богом? А вы ищете Меня, как Дитя? Разве вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему»?...

Но окончим здесь слово и приступим к тайной вечере, которой мир утверждается, и царство сохраняется, и Церковь умножается во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь122.

* * *

122

См. Curs. Compl. patrolog. Migne, tom LXXXVI. pars. 1, col. 237–252.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle