Слово на Сретение Господне. Святого Софрония, патриарха Иерусалимского
Ныне – другое таинство Христа, иное и прославление Христа Бога нашего. Но чудеса Его всегда столь велики, что побеждают возможность и силу всякого слова и превосходят доблесть всякой мудрости, не человеческой только, а и ангельской. Посему громогласно воскликнем вместе с великим Павлом: где премудр? где книжник? где coвonросник века сего (1Кор. 1:20)? Где – красноречие риторов? Где – мудрствование философов? Где – утонченное искусство грамматиков? По истине, обуи Бог премудрость мира сего (1Кор. 1:20) и явил ее тщетною и бесполезною, поскольку сия премудрость, как дар милости, дарована была неверующим народам. дабы они искали Бога и, посредством тщетного блуждания, уразумели свое бессилие. Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростью Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих (1Кор. 1:21). По праву восклицая это вместе с Павлом, с удивлением ныне станем возглашать и следующее: О глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове его, и неизследовани путие его. Кто бо разуме ум Господень? или кто советник Ему бысть (Римл. 11:33)? В самом деле, каким образом сотворенная вещь может уразуметь мысль Творца или познать Его разум? Как сосуд может давать советы тому, кто сделал его, хотя бы (скудельник) и согласился на это и для своего совершенства нуждался в несовершенном? И вот, мудрость человеческая обращена в безумие. Афины отвергнуты – за то, что, оставив Бога, Создателя всего, обоготворили предметы, созданные Им, – за то, что боролись против Бога и Божественной мудрости, считали видимые вещи выше Бога и не желали видеть Самого Творца сих вещей. Поэтому они и замолкли и преданы глубокому забвению. Посему теперь первее всего прославляются: Назарет, где было провозглашено благовестие Божие, – Вифлеем, где Господь родился по плоти, – Иерусалим, где Он жил, творя чудеса. Посему ныне преимущественно воспоминается Голгофа, где Господь претерпел крестное страдание, – воспевается воскресение Господа из гроба, прославляется Сион, восхваляются ребра северова (Псал. 47:3), где явился Христос, когда восстал из мертвых, прославляется гора Елеонская, откуда Господь вознесся на небо вместе с человеческим естеством. Итак, первое (языческая мудрость) исчезло, а другое (учение христианское) явилось; то обьюродело, а это открылось как истина; то низвергнуто в прах, а это воссияло; то по справедливости признано маловажным, так как там не было почитания Бога, а это по праву и постепенно приобретало славу, так как здесь воздавалась слава Богу, как и должно быть. То приносило людям несчастье, увлекло их к погибели и низвергало в бездну ада; а это служит людям во спасение, приводит их от смерти к жизни и возносит от земли на небо. То предается забвению, а это мы почитаем празднествами. И в нынешний день по всей вселенной мы совершаем торжественное празднество. Ибо праздники и таинства принадлежат Богу и, совершаемые прилично и применительно к человеческим условиям, таинственно возводят к совершенству празднующих. Какое же ныне таинство, и какое прославление Христа? – может спросит нас кто-либо, одержимый неверием или религиозным незнанием: поскольку сынам Церкви, просвещенным Духом Святым, открыто и известно все, что касается Христа, и не осталось неизвестным ничего из того, что Он совершил. Посему я и стану возглашать и проповедовать относящееся к настоящему празднику. Не стыжуся бо, как сказал апостол Павел, благовествованием Христовым: сила бо Божия есть во спасение всякому верующему (Римл. 1:16).
Христос вечный родился во плоти и по нашему свойству имел Матерь, Которая истинно и неизреченно родила Его. После сего в восьмой день, по обычаю, принял обрезание плоти. Ныне произошло новое таинство, и Господь даровал смертным иной дар. Какое же, именно, ныне прославляется нами таинство, приличное Богу? Весьма удивительное явление Христа. Его пришествие, исполненное совершенного успеха, жертва Христа, весьма трудная для изъяснения. Того Христа, Который явился из Божественного Вифлеема и прибыл в сей Иерусалим, Его переход с одного места на другое. И кто может изъяснить это переселение Бога с одного места на другое? Таинства Иисуса Христа неизреченны до такой степени, что их не может изъяснить и река красноречия. И подлинно, является неописуемый, приходит Тот, Кто, как Бог, не подлежит естественному перемещению. Кто бесконечен по Своему естеству и власти, – однако Он является по человеческому обычаю. Но поспешим все во сретение Его, – все, кто благочестиво чтит Его таинство и благоговеет пред Ним, пойдем все с совершенною готовностью. Кто же первый сретит Его? Кто первый узрит Бога очами? Кто первый примет Бога? Кто первый понесет Его на руках? Пусть никто не замедлит сретить Господа, пусть никто не окажется безучастным к этому таинству, чуждым света, который оно приносит. Увеличим же свет наших светильников, как для указания на Божественное сияние Пришедшего, от Которого все получает свет, Которым разгоняется глубокая тьма и все обильно освещается светом вечным, так в особенности для свидетельства о свете нашей души, без коего невозможно сретать Господа. Ибо как Матерь Божия и Непорочная Дева принесла на руках Своих истинный Свет и даровала Его тем, которые пребывали во мраке, так и мы, просвещенные сиянием Его и держа в руках свет, видимый для всех, поспешим на встречу Тому, Кто есть истинный Свет. Ибо, поистинне, яко свет прииде в мир (Ин. 3:19) и просветил того, кто всецело был окружен мраком, и поскольку посетил есть нас Восток свыше: просветити во тьме и сени смертней седящия (Лук. 1:78–79), – вот наше таинство. Посему пойдем, имея светильники, поспешим, неся свет, – указывая этим на тот Свет, Который воссиял нам, и на то сияние, которое будет нам даровано Им; поспешим вместе, станем сретать Бога все, дабы никто не был обвинен Им в неблагодарности или в страхе пред Ним. Уразумеем то, что прежде было сказано седящим во тьме и непросвещенным иудеям: яко свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: беша бо их дела зла (Ин. 3:19), и оный свет во тьме светится, и тьма его не объят (Ин. 1:5). И сей свет истинный, иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир (Ин. 1:9).
Итак, братие, все просветимся, все воссияем. Пусть никто из нас не окажется не участвующим в этом свете, пусть никто не пребывает объятым темною ночью, но выступим все в сиянии и, просвещенные, пойдем во сретение Ему и вместе со старцем Симеоном воспримем оный ясный и вечный свет. Радуясь духом, вместе с сим Симеоном, с благодарностью воспоем песнопения Отцу света, Который послал истинный свет, разогнал мрак и осветил всех нас. Ибо Богу принадлежит спасение, которое Он уготовал пред лицем всех народов (Лук. 2:31) и явил для славы нас – нового Израиля, и мы чрез него познали себя, поскольку пребывали в оном древнем и темном грехе, как бы в оковах настоящей жизни, но освободились от него, после того как Симеон узрел Христа. Принявши с верою Христа, пришедшего к нам из Вифлеема, мы сделались народом Божиим, узрели Бога во плоти, стали новым Израилем, и Его пребывание среди нас прославляем ежегодными празднествами. Христос же явился из Вифлеема в Иерусалим для того, чтобы исполнить предписание закона Моисеева, по которому всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется (Исх. 13:2; Лук. 2:23), поскольку Он Один только был рожден Девою, не нарушив однако девства Ее. И Симеон взял на руки свои Бога, принявшего плоть. Взявши Его по Божественному вдохновению, он поставил Его пред Отцем, и таким образом, исполнил закон. Благодарными устами он сказал: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром (Лук. 2:29), потому что было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не узрит Христа Господня (Лук. 2:26) и не освободится от уз закона. И оный старец держал Исполнителя закона: яко, говорит, видесте очи мои спасение Tвое (Лук. 2:30). Ибо закон Моисеев не был спасением, но этот ветхий, старый и слабый закон возводился от несовершенства во спасение Христом – Спасением Божиим и освобождался Им от присущей ему ветхости посредством обновления, поскольку Христос есть свет, освобождающий от всякой ветхости древнего Израиля и приводящий к Себе народы. Посему Симеон и воскликнул: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля (Лук. 2:29–32). Он узрел во Христе новый свет, возникший из древнего. И все мы, мыслящие право, выйдем в сретение Христу Богу и примем Его вместе со старцем Симеоном и со вдовицею и пророчицей Анною. Мы сделались новым Израилем из всего множества народов и названы новым народом Божиим, посему станем исповедовать это, возглашая и псалмы, воспоем Го- сподеви песнь нову (Псал. 97:1). Мы в совершенстве обновлены и вознесены Христом на высоту, посему, отвергнув ветхий свет и все то, что прельщает плоть и недостойно блистательного света Христова, воспоем Господеви песнь нову. Мы обновлены, стали новыми из ветхих и имеем побуждение воспевать песнь нову Богу и Отцу, Который обновил всех нас пребыванием среди нас Христа и явил нас новым народом Своим. Воспоем Господу песнь нову, поскольку Он совершил чудеса и посредством пребывания Христа не только все чудесно обновил, но возвратил Себе потерянное старое. О сем и Пророк говорит: спасе его десница его и мышца святая его (Псал. 97:1). И кто это – десница Бога Отца и мышца святая Его, как не Сын, чрез Которого – все, Которым Он создал то, чего прежде не было, и все привел из небытия в бытие? Чрез Него и мы сохранены, освобождены от прежней нашей ветхости, вновь приобретены и сделались новым смешением (1Кор. 5:7). По истине, cкaза Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою (Псал. 97:2). И праведный Симеон возгласил подобное сему, как бы так говоря: „Совершилось пророчество, исполнилось обетование; просвещено то, что заблуждалось; покрыто славою то, что было бесславно; и я (поскольку и во мне Свет – Христос) освободился от старости, явился обновленным, увидев Твой, Господи, истинный свет и старческими очами узрев славу Твою, и приобрел юношескую силу, поскольку Христос сделался светом для народов и Своею удивительною славою создал нового Израиля, даровал ему славу неувядаемую и свет неослабевающий».
Престарелый Симеон, увидев Спасение Господне и взявши Оное на руки, после того как произнес слова благодарения, обратился к Деве, родившей во плоти это Спасение Божие, и сказал: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили (Лук. 2:34), то есть, – на падение рабов буквы и на восстание сынов благодати, на падение доселе чтущих ветхий закон и на восстание любящих Евангельский новый закон, на падение хвалящихся плотским рождением от Авраама и на восстание соделавшихся сынами Авраама по вере, на падение мудрствующих о тленном и земном и на восстание стремящихся к возвышенному и небесному. Ибо первый Адам, созданный из земли, был тленен и имел стремление к земному; Сей же, второй Адам явился к нам с неба и щедро даровал стремление к небесному всем, приветствовавшим это явление Его, отвергшим прежнее свое одеяние и возжелавшим возрождения: елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин. 1:12, 13). И Тебе же Самой душу пройдет оружие, говорил далее Симеон Матери Деве: яко да открыются от многих сердец помышления (Лук. 2:35), то есть: душу твою, пораженную изумлением и страхом, как бы пронзит меч, когда ты увидишь Его добровольно пригвожденным ко кресту и висящим среди разбойников, дабы умертвить смерть, коею умерщвлены были мы, даровать нам жизнь и освободить человека от уз греха, коими издревле связал его диавол. В самом деле, как Бог, по природе не могущий ни умирать, ни страдать, был распят на кресте? Как Тот, Кто окружен постоянным славословием ангелов, оказался среди поношений разбойников? Как Тот, Кто дает пищу всем алчущим и питие жаждущим, пиет желчь и оцет? Каким образом Сама Жизнь, дарующая жизнь всем любящим ее, принимает смерть, а потом и погребение? Ты, Дева, будешь поражена, видя это, и Твою душу пройдет оружие; но Ты не останешься в таком состоянии, и меч весьма скоро будет исторгнут из души Твоей. Откроются же от многих сердец помышления те, которые не могут воспринять Божественные и дивные Твои, Дева, таинства и созерцать небесные добродетели. Посему погибает тот, кто не верит прославлению Тебя, возвышается же и просвещается к вечной жизни тот, кто признает Тебя Богородицею. – При сем присутствовала также Анна пророчица, достигшая глубокой старости, и та в той час приставши исповедашеся Господеви, и глаголаше о Нем всем чающим избавления во Иерусалиме (Лук. 2:38).
Что же, наконец, обозначают горлицы и птенцы голубиные, которых Христос принес в жертву, придя в Иерусалим поставити Себя пред Богом Отцем? Эти птенцы признаются чистыми, к тому же – горлицы отличаются крайнею умеренностью, целомудрием и уединенностью, а голуби – простотою (Матф. 10:16), незлобием, безвредностью и привязанностью к людям. Итак, этим Христу угодно было весьма ясно показать, чтобы приходящие к Нему имели умеренность, чистоту, незлобие, благолепие и блистали преимущественно сими качествами, и чтобы Сам Христос, создавший всех людей и по милосердию Своему сошедший на землю послужить им, радовался, созерцая это, и охотно принимал всех идущих во сретение Ему. Ибо поклонение Богу ничем иным не воздается так, как постепенным совершенствованием в воздержании, чистоте и всецелом незлобии. И прилепляться (насколько возможно) к Богу есть дело почтенное, приятное, спокойное, свободное от деловых волнений и мирских заняттй. Упразднитеся, говорит Псалмопевец, и разумейте, яко Аз есмь Бог (Псал. 45:11). Почтенны также – кротость, единение и взаимная любовь, с коими соединены сострадательность и человечность и посредством коих достигается совершенное уподобление Богу. Почему же Христос принес по паре птиц? Потому, что так повелевал закон, поскольку Христос имел два естества. И мы сами состоим из тела и души, посему должны и телом, и духом исполнить то, что добродетельно; этому научил нас и Податель всякого блага Христос, сказавши: будите совершени, якоже Отец вaш Небесный совершен есть (Матф. 5:48). – И когда они (Дева Мария и Иосиф) совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет (Лук. 2:39).
Итак, возлюбленные, зная сие, пойдем вместе во сретение Христу Богу нашему, сохраняя воздержание, принося чистоту и незлобие, являя забвение обид, освобождая себя от мирских забот, соблюдая себя чистыми пред Богом, отличаясь кротостью нрава и благожеланием, имея взаимную ко всем любовь, а также сочувствие и сострадание. Поступая так, мы встретим грядущего Христа, узрим Его, возьмем на руки, исповедуем Его пророческим словом, восхваляя Его пришествие к нам, и величественным голосом прославим явленное Им нам милосердие, – дабы нам достигнуть царства небесного и насладиться вечными благами во Христе Искупителе и Спасителе нашем Боге, Ему же со безначальным Богом Отцем и Всесвятым Духом да будет выну слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь123.
* * *
В сокращении. Cursus completus Patrologiae Міgnе, series graeca, tom. LXXXVII. pars. 3. col. 3287–3302; сравн. „Церковн. Ведом.“, 1899 г., № 5, стран. 185–191.