Беседа на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (о целомудрии и о противоположном ему пороке). Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского
До Христа на всех нас тяготела прародительская клятва и всеобщее осуждение, распространившиеся от одного прародителя. Но пришел Христос, и преложил всеобщую клятву во всеобщее же благословение: воспринял греховное наше естество от непорочной Девы, и соделал оное невинным, дабы и всех, рождающихся от Него Духом, избавить от прародительской клятвы и осуждения. Он доставил совершенное искупление не только воспринятому Им от нас (по неразрывному соединению) естеству, но и каждому из верующих. Примирив нас чрез Себя со Отцем, Он возвратил каждого из нас к послушанию и отвратил нас от всякого преслушания. Поэтому Он и заповедал Божественное крещение, положил спасительные заповеди, проповедал всем покаяние, установил причащение Тела и Крови Его. Сими средствами Христос оправдал нас и привел к послушанию Высочайшему Отцу; и самое естество, воспринятое от нас, обновил, освятил и соделал во всем покорным Отцу чрез то, что Он Сам соединился и пострадал с ним (естеством). Это подтверждает празднуемое нами ныне возношение (Младенца Иисуса) в древний храм, сретение Богоприимцем Симеоном и прославление от Анны, проведшей всю жизнь во храме.
Согласно с законом восьмидневного обрезания, по рождении Спасителя от Девы, егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисееву, вознесоста Его во Иерусалим, поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни (Лук. 2:22–23). Обрезывается Христос Господь по закону, приносится по закону, представляется по написанному в законе Господнем, приносится жертва согласно с изреченным в законе Господнем. Видите ли, что Творец и Господь закона становится послушным закону? Что же Он совершает этим? – Он соделывает послушным во всем Отцу наше естество, исправляет наше преслушание и преобразует в благословение происшедшую чрез преслушание клятву. Ибо, как в Адаме была вся природа наша, так и во Христе; и как чрез Адама перстного все мы, получившие от него бытие, возвращаемся в землю, так и чрез Адама Небесного, по Апостолу (1Кор. 15:48–49), все мы призываемся на небо и там удостоимся славы, – ныне впрочем, таинственно, поскольку, по речению Апостола, „сокрыта жизнь наша со Христом в Боге. Когда же Христос явится во второе Свое явление и пришествие, тогда и все явятся с Ним в славе“ (Колосс. 3:3–4). Кто все? – те, которые усыновлены Христу в Духе и делами являют в себе Его духовных чад. Итак, „когда исполнились дни очищения их, принесли Его, дабы представить пред Господом“. Кого – их? Слово закона относится и к родителям и к рождаемым от соития, как нуждающимся в очищении, ибо и Псалмопевец говорит: в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50:7). Но поскольку была только одна Та, Которая родила, а не родители, и притом Матерью бессеменно зачатого Младенца была Дева, то совершенно не было нужды в очищении; однако это было делом послушания, возвращающего преслушавшуюся природу и платящего долг за преслушание. Вознесоста Его, говорит Евангелист, еже дати жертву, по реченному в законе Господни, два горличища или два птенца голубина (Лук. 2, 24). Две горлицы обозначали целомудрие родителей и имели некоторое значение в отношении к сочетавшимся законным браком; а два птенца голубиных, несвязанных узами брака, ясно предображали Деву Рожденного от Сей Девы и до конца пребывшего Девственником. И смотри на точность закона: о двух горлицах Евангелист сказал, как об означающих сочетавшихся браком, а относительно птенцов голубиных заметил вышереченное: ибо неискусобрачны были и Родившая и Рожденный. Но закон, издали предвещая девственное рождение, именно пророчествует о Нем; и потому-то Дух Святой для Сего чудесно Рожденного и ныне Принесенного во храм уготовал иных горлиц и других птенцов голубиных. Каких это? – Симеона и Анну, которых можно назвать птенцами голубиными – за совершенно младенческое неведение порока, или горлицами за – высочайшую степень целомудренности. Симеон, муж праведный и благочестивый, исполненный Духа Святого, ныне пришел во храм и встретив принял в объятия Небесного и Земного Младенца, принося Ему, как Богу, песнь и моление, прося разрешить от тела с миром, – возвещая, что Он есть спасительный Свет для всех, и что Он лежит на падение неверующих в Него и на восстание уверовавших в Него. Потом и Деве, Матери Младенца, он сказал, что вследствие скорби среди крестных страданий Сына обнаружится Матерь сего Богомладенца (ведь и Соломон узнал истинную матерь младенца, именно благодаря сильной скорби родившей о страданиях ребенка). А пророчица Анна, дочь Фануилова, имевшая около восьмидесяти четырех лет, постом и молитвою служившая Богу и не отходившая от храма, в то время особенно вдохновленная Духом Святым, славила Бога и благовествовала о Сем Младенце всем ожидавшим избавления.
Сих-то словесных горлиц Дух Святой предпослал в сретение возносимому во храме Христу и тем показал нам, какими должны быть воспринимающие Христа и каковыми должны быть те, которые оставили жизнь с мужьями. Ибо сия Анна была вдова, а вместе и пророчица: оставив мирские и житейские заботы, она не оставила храма; проводя дни и ночи в постах, бдениях, молитвах и песнопениях, она вела непорочную жизнь; поэтому, естественно, она и познала пришествие Господа, Коему служила, как и Псалмопевец Пророк говорит к Нему: пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне (Пс. 100:2)? Таковыми должно быть и тем, которые, чрез почтенное вдовство удаляясь от брака, приближаются к девственной жизни, а также и тем, кои предпочитают сожитие брачное. Если же ты совсем уклоняешься от второго брака, то иди по следам совершенно безбрачных. Ап. Петр имел тещу, но девственника Иоанна, бежавшего к живоначальному гробу, не опередил; не взирая на это, однако он был восстановлен и потому поставлен от Господа верховным из верховных: такой высоты достигла любовь, перенесенная от плоти на дух. Только смотри, чтобы, воздерживаясь от того, как обыкновенного, и стремясь к сему, как трудно достижимому, тебе не пасть тайно, оказавшись (не исполнившим закона и того, что выше закона, но) преступником закона. Если находящихся во вдовстве, когда они не целомудрствуют, мы считаем достойными осуждения, а когда вступают во вторые браки законно, тогда не считаем таковыми (1Тим. 5:12–14); то тем более достойны предпочитающие противозаконные наслаждения законному сожительству, а еще более те, кои, живя с женами, не воздерживаются от прелюбодеяния, которое причинило всемирный потоп некогда названным сынами Божиими, принесло с неба содомлянам сожжение, а израильтянам – поражение от моавитян и многолюдное истребление. Сынами Божиими Писание называет первых потомков Еноса, который впервые упова призывати имя Господа (Быт. 4:26); он был сыном Сифа, род которого, быв обособлен от рода Каинова, жил в целомудрии, и ради него-то тогда стоял еще мир, доколе, как написано, видевше дщери человечи, т. е. происходящих из рода Каинова, яко добры суть, и, быв побеждены прелюбодейною красотою, пояша себе жены от всех яже избраша (Быт. 6:2), и, научившись делам их, распространили зло по земле. Пришел потоп и истребил всех; и если бы тогда не обрелись на земле Ной и сыновья Ноевы, жившие целомудренно (а это было несомненно: ибо в ковчег вошел каждый с одной женою), то не осталось бы никакого корня для возникновения нового мира. Видишь ли, что из-за блудодеяния древле погиб бы мир сей, если бы он не устоял только ради живших целомудренно? А те, которые производят сие бесчинство и не достойны настоящего мира, ужели не будут лишены жизни будущего века чрез предание их огню геенскому, как не устоявшие против огня плотских наслаждений, если не поспешат теперь погасить его и омыть слезами? Да ведают они и то, что если не поспешат противостать страсти покаянием, а будут продолжать предаваться беззакониям, которые суть порождения прелюбодейной похоти, то их влечет здесь огонь геенны, дабы ненаказанных доселе похитить впоследствии для вечного наказания. Кому не известны содомляне и беззаконнейшее воспламение их блудной страсти, а также чудесный огненный дождь на них и погибель (Быт. 19:24–25)? Часто целый город погибал из-за одного распутного мужа, как это было с сихемлянами, которые были совершенно истреблены сыновьями Иакова из-за Сихема, осквернившего дочь Иакова Дину (Быт. 34:25). Самый закон не повелевает ли побивать камнями незамужнюю, если не будет обретено девство, и сожигать огнем соблудившую дочь священника (Лев. 21:9)? не запрещает ли он приносить во храм Господень дар блудницы (Второзак. 23:18)? А об израильтянах, блудно сошедшихся с моавитянами, не говорит ли нам великий Павел: ниже соблудим, якоже нецыи от них соблудиша, и падоша во един день двадесять три тысящи (1Кор. 10:8; ср. Числ. 25:1, 9)? Таковы были наказания блудодеяния прежде закона, во время закона и по законе.
Что же мы, призываемые распять свою плоть со страстьми и похотьми (Галат. 5:24) и все-таки подчиняющиеся им (за это и приходит гнев Божий на сынов непослушания!), увешаваемые умерщвлять земные уды, блуд, нечистоту, постыдную страсть и похоть, и не обращающие внимания на увещания? Не убоимся ли мы когда-либо впоследствии, если не другого чего, то оного гнева Божия, страшного и вечного, постигающего и свыше и долу? Не постыдимся ли мы явления во плоти Солнца правды? не будем ли поступать благообразно, как днем? Не устрашимся ли апостольских обличений, укоров, увещания? Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1Кор. 3:16). Явлена суть дела плотская, яже суть: прелюбодеяние, нечистота, студодеяние... и подобная сим, яже предглаголю вам, якоже и предрекох, яко таковая творящий царствия Божия не наследят (Галат. 5:19, 21), и еще: сия есте воля Божия, святость ваша, хранити себе самех от блуда. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но в святость. Темже убо отметаяй, не человека отметает, но Бога давшего Духа Своего Святаго в нас (1Солун. 4:3, 7, 8); да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния в царствии Христа и Бога (Ефес. 5:5). Но можно ли в порядке перечислить все апостольские и пророческие изречения? А что возвещает Апостол целомудрствующим и чрез сие усовершаюшимся в члены Христовы? Писах вам в послании, не приметатися блудником (1Кор. 5:9). И если они не обращаются по собственному побуждению, то Апостол убеждает других удаляться и избегать их, говоря так: aщe некий брат именуем будет блудник, с таковым ниже ясти (1Кор. 5:11). Видишь ли, что предающийся блудодеянию является общей скверной для Церкви, и потому всем должно чуждаться такового и изгонять? Сам апост. Павел предал сатане соблудившего в Коринфе и не возвратил ему любви, не принял его в общение, доколе тот не проявил достаточного раскаяния (1Кор. 5:5; 2Кор. 2:6–8). Спасая спасай, человек, душу свою от таких бедствий сугубых – настоящих и будущих. Род Исава был отвержен потому, что он жил блудно и нечестиво; и Ровоам лишился царства более всего за то, что он был женолюбец, хотя такой же женолюбец, отец его – Соломон, не испытал сего, но это лишь ради Давида, потоками слез и другими делами покаяния достаточно загладившего совершенное однажды преступление. Бегайте блудодеяния (1Кор. 6:18), внушает опять Апостол. Если бы Сампсон избегал его, то не был бы лишен силы чрез снятие волос на голове, захваченный руками Далиды; у него не были бы выколоты глаза, и он не окончил бы жизни бедственно с иноплеменниками (Суд. 16:14). Если бы избегали его предводительствуемые начальником и законодателем Моисеем, то они не приносили бы жертв Ваал Фегору, не вкусили бы жертв смерти, и их не пало бы столько, сколько погибло (Числ. 25:5). Если бы избегал его Соломон, то он не отступил бы от Бога, воцарившего и умудрившего его, и не воздвигал бы храмов идолам. Видите ли, что страсть блудодеяния приводить человека к безбожию? И в Вавилоне обольстительная красота Сусанны не погубила бы старейшин судей и не подвергла бы их побиению камнями, если бы они заранее избегали страсти и бесстыдно не подстерегали ее каждодневно (Дан. 13:12). И Олоферн остался бы невредим, если бы раньше сандалия Иудифи, как написано, не восхитила взора его, и красота ее не пленила души его (Иудиф. 16:9). Посему-то Иов и говорит: завет положих очима моима, да не помышлю на девицу (Иов. 31:1), а тем более на распутную женщину.
Или подвизайся в богоугодном одиночестве, или в богоданном супружестве. Пей воду из своих кладезей и притом целомудренно, но совершенно воздерживайся от незаконного питья: эта отвратительная вода, являющаяся потоком реки Ахеронта, исполнена смертоносного яда, владеет губительною силою, поскольку обыкновенно она низводит пьющих ее в глубину адову. Берегись меда блудных уст: ибо он искусен доставлять блудную смерть, которая есть удаление от Бога; о ней-то говорит Давид: потребил еси всякаго любодеющаго от Teбe (Пс. 72:27). Тому, чье тело чрез Духа Святого стало храмом Божиим, и в ком живет Дух Божий (1Кор. 6:19), – необходимо быть чистым или по крайней мере очиститься, и так постоянно оставаться незапятнанным, удаляющимся от возбуждающих удовольствий. Необходимо стремиться к стяжанию чистоты и целомудрия, к избежанию блуда и всякой нечистоты, дабы вечно пребывать в чистых храмах с нетленным Женихом, воссылая вместе с тем хвалы в девстве Родившей Его во спасение наше, Приснодеве, Всенепорочной и препрославленной Матери, ныне и присно и во веки веков. Аминь124.
* * *
В незначительном сокращении. См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeса. tom. СLI, col. 63–76.