Источник

Слово на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Св. Фотия, митрополита Киевского и всея Руси125

Eгда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, вознесоста Его во Иерусалим, поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни. И се бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив. И бе ему обешанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. И прииде духом в церковь: и егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем, и той прием Его на руку своею, и благослови Бога и рече: ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром (Лук. 2:22–29).

Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его (Пс. 105:2)? Вмещается на руках Содержай землю горстию, и носятся Носяй всяческая глаголы уст Своих. Да радуется днесь Адам, с Симеоном говоря ко Христу: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: ныне отпущаеши меня от вечных уз, ныне отпушаеши меня от тли, ныне отпущаеши меня от смерти, ныне разрешаешь мою скорбь. Днесь Симеон благовествует всем языкам и велегласно взывает о Нем, говоря: Сей есть Сый, прежде и присно Сый, Отцу соприсносущный, безначальный, несозданный, Источник живота из Источника жизни Отчей происходящий. Это – Отроча, о Коем возгласил Исаия, говоря: яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам. И нарицается имя Его: велика совета Ангел, чуден, советник, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущаго века (Пс. 9:6). Это – Отроча, о Котором изрек Давид: явится Бог богов в Сионе (Псал. 83:8), – и воспел Иеремия: яко Бог на земли явися, и с человеки поживе (Варух. 3:38). Это – Отроча, Которое древле разделило море и потопило фараона, даровало закон и днесь – в нынешний день вошло в земный Иерусалим. О Нем вопиет пророк Аввакум, говоря: Бог от юга приидет (Аввак. 3:2), от юга Иерусалимского, от Вифлеема. Это Отроча предвозвестили все пророки, сие Отроча поют ангелы, Его трепещут Власти, Его славят Силы, Ему работает солнце, Ему служит луна, Его слушают стихии, Ему покоряются источники. Увидевши сие Отроча, затворились двери адовы и отверзлись небесные двери; увидев сие Отроча, вострепетал ад. Оно упразднило смерть, посрамило диавола, разрушило клятву, сокрушило губителя змия, пресекло средостение, раздрало лукавое рукописание, попрало грех, упразднило лесть, восставило тварь, спасло праотца нашего, призвало языки, просветило мир.

Грядущий от юга в Сион с Богоматерью, брачным Своим чертогом, днесь приходит в церковь. Вси язы́цы восплещите руками (Пс. 46:2), вси концы земли приидите: всякое дыхание да хвалит Господа, всякий язык да восхвалит и воспоет Богомладенца четиредесятодневного и предвечного, Отроча младо и Ветхого деньми, Младенца млекоссушего и мир питающего, Младенца на руках матерних носимого на земле и недр отеческих неотлучного на небе, Младенца видимо входящего от Вифлеема в Иерусалим и не отлучившегося от горнего Иерусалима, на руках старческих держимого и на престоле херувимском боголепно носимого. Итак, да отверзутся днесь всякие уста к благословению, всякое славословие воспоем с небес воссиявшему нам Божию Слову, всякий язык да вешает, всякая душа да ликовствует! Днесь слова Света освешают сынов света. Истина явилась, когда Царь Небесный пришел и онебесил церковь неба земного. Воспоем же все: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля (Захар. 9:9). Ликовствуйте, люди града Божия, и объимите Сион, видя пришествие Божие в него. Да соединится ныне небесное с земным, и да воспоет горний с дольным Иерусалимом Христа небесного в нем и земного. Умные Силы, ликовствуйте небесного! земные, воспойте, земного с ангелами! Ныне преславная глаголашася о тебе, гpaдe Божий (Пс. 86:3). Иерусалим, град Царя Великого! Да отверзутся двери Тому, Кто отверз нам небесный двери и сокрушил адовы вечные врата, отверз врата гробов и заключал преславно девственные двери. Тот Отрок, Кого трепещут херувимы и страшные серафимы, на Кого взирают Небесные Силы, закрывая лица свои, Царь неба и земли и Творец всего восприемлется ныне бренными руками старческими. Посему, отвергши всякое житейское попечение о земном, всячески будем преспевать добродетелями на небо, как бы на колеснице, видя телесное естество, подобящееся ангельскому служению. И какие же похвалы по достоянию мы принесем оному чудному богоприятному мужу? Подлинно Симеон был блаженный Божий человек: по естеству он был человек, а по добродетели – ангел; чувственное пребывание он имел в дольнем Иерусалиме, а мысленное в горнем Иерусалиме; плотью он пребывал с человеками, а духом ликовствовал с ангелами; он даже был выше ангелов: ибо сподобился видеть Невидимого и не видеть только, а и (что больше и преславнее) восприять Его на руки. И, о чистота! Во что, по Божественному Павлу, желают приникнуть ангелы, то Симеон мог осязать руками: ибо прииде духом в церковь. И, о чудо! Дух Святой был для него некоей колесницей и, приведши его, как другого Аввакума, к церкви, представил его святилищу, говоря ему и провещавая: «гряди, гряди, старче любезнейший, да узришь и познаешь чудное сбытие прежде обещанного тебе; узри чувственным оком и своими руками понеси Царя неба и земли и своего Создателя, и прейди наконец, от смерти телесной к жизни в духе“.

Братие! Чистыми душами, как чада церковные, днесь светло изыдем в сретение Владыки не законным обрядом, а духовно, – не сладостям чрева работая, а духом играя, – не вином упиваясь, а духом горя (Римл. 12:11). Радуясь ныне так светло, украсим светло светильники: как сыны света, принесем свещи истинному Свету – Христу. Поскольку Он явился свет во откровение языков: то, как светы от света, возблистаем паче снега, духом убелимся паче млека, просияем паче сапфира, возлетим на небо паче голубя и, таким образом, на облацех изыдем в сретение Господу. Все ныне и повсюду восторжествуем и воспразднуем, с ангелами возликовствуем, с пастырями озаримся, с волхвами поклонимся, и с Церковью освятимся, которая, быв утверждаема апостольскими и отеческими правилами и преданиями, мудрствует и проповедует, созывает дальних, совокупляет расстояшихся, объемлет притекающих, утверждает стоящих, укрепляет колеблющихся, исправляет падающих. Празднуя сие, принесем благодарение Деве и Пренепорочной Владычице Богородице с Иосифом и, сретивши Христа с Симеоном, подъимем духом Христа, да соделаемся причастниками вечных благ благодатью, щедротами и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Христа. Емуже подобает полная слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и с Пресвятым и благим и животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь126.

* * *

125

Сконч. в 1431 г.

126

B coкращении. См. „Православный Собеседник, издаваемый при Казанской Духовной Академии“. 1860 г., ч. II, стран. 457–475. Сравн. приведенную выше (537–543 стран.) беседу св. Kириллa Иерусалимского на тот же праздник.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle