Источник

Поучение на Сретение Господне. Из Пролога

Ныне Законодатель Господь Сам исполняет закон и, как Младенец, приносится в церковь земного Иерусалима. Ныне праведный Симеон, по внушению Святого Духа, спешит на сретение Господа, потому что ему было обещано Духом Святым, что он не увидит смерти, пока не узрит Христа Господня по плоти. Ныне престарелые руки Симеона объемлют Бога и Творца всех Ныне, исполненный радости, праведный старец умильно просит отпущения и говорит: ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей. Он пророчествует и о той печали, которую испытает Пресвятая Богородица при распятии Господа, и говорит: и Тебе Самой пройдет душу оружие, то есть, когда увидишь Ты Своего Сына распятым на кресте, то лютая скорбь и тяжкая печаль, как острое копие, пронзят Твое сердце: поскольку Ты не будешь помышлять о вольном распятии. Ныне Анна пророчица исповедуется Богу, т. е. воздает Ему хвалу и, видя Его, для спасения всего мира облекшимся в плоть человечу, говорит: „Сей всякую печаль нашу обратит в радость. Он снова откроет верующим райские двери, затворенные некогда грехопадением праотца нашего Адама. Сей разрушит клятву, которую навлекла праматерь наша Eвa“.

Анна постоянно пребывала в Церкви, постом и молитвою служа Богу день и ночь. Будем, братие, подражать этой вдовице, прибегая и днем, и ночью к Церкви, потому что всякий, с верою приходящий к святой Церкви, спасается. Там пение и молитва возносятся к Богу за весь мир. Там предстоит святая Божия трапеза, на которой предлагаются нам в не изреченное брашно духовное Тело и Кровь Агнца Божия, волею заклавшегося за весь мир и преложившего Тело Свое в духовное брашно и изрекшего: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь с верою, во Мне пребывает и Аз в Нем (Ин. 6:56). Посему, братие, будем разумевать, к кому мы приступаем и что приемлем. Будем же приступать к Святому Телу и Крови Господней со страхом и трепетом, очистившись от всякого зла и имея между собою мир. И потом пребудем чисты, храня оную святыню в теле своем, а не устремимся на пьянство и другие скверны, но, как рабы Христовы и причастники Его таин, имея между собою мир и любовь нелицемерную. Будем нищелюбцы и страннолюбцы, исполнять слово Божие на деле, а не слушать только его.

Потщимся приблизиться к Богу житием чистым, да услышим Его глас: „приидите благословеннии Отцa Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Матф. 25:34). Для вас странен бех, сошел с неба на землю, дабы вас, устранившихся от Меня, опять примирить с Отцем Моим и Богом вашим. Для вас Я алкал и жаждал, дабы вам, оказавшим подаяние, даровать наслаждение райской пищи. И за сию одежду и тленную ризу облеку вас в нетленные и увенчаю вас царскими венцами. Посему, братие, всею душою и чистою верою прославим Пресвятую Троицу равночестную и равнопрестольную, в трех Ипостасях сияющую нераздельно, Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь127.

* * *

127

Пролог. Москва 1877 г., 66 л.; „Памятники Древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск IV. Славяно-русский Пролог. Январь–Апрель». С.-Петербург. 1898 г., стран. 100–101.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle